Особенности национального пожаротушения

Как сибиряки Европу от огня спасали

 Специалисты Томской авиационной базы охраны лесов, работавшие на пожарах в Нижегородской области, вернулись на минувшей неделе домой. Бригада из 25 человек спасла от огня три населенных пункта, отстояла газопровод. За 19 дней пожарные приняли участие в локализации девяти возгораний. В Нижегородскую область бригада огнеборцев отправилась 30 июля по запросу о помощи, пришедшему от Рослесхоза:

– Судя по телевизионным новостям, на тот момент в Центральной России уже месяц все полыхало, – начинает рассказывать руководитель томской команды Александр Буценко. – Там дома и люди горели, а мы здесь как дураки сидели!

В Нижегородскую область пожарные прибыли ночью 31 июля.

– Проснулись утром – вставало солнце. Ну, как солнце… Сквозь дым его не видно – просто красный пятак по небу. Задымленность огромная. Мы так и думали, что работа будет. Но то, что увидели, вызвало недоумение. Все пожары, которые мы тушили, за редким исключением, – лиственный лес. Подстилка тонкая. Да, все сухое насквозь, но, в принципе, эти пожары можно было тушить легко и просто. Почему их так распустили? Мы причин не знаем… Нас в свое время за 200 сгоревших гектаров леса так пороли! А тут 935 тысяч гектаров! Сохранись регулярное патрулирование леса специалистами лесоохраны, такого бы никогда не произошло!

В Центральную Россию томские огнеборцы прибыли вместе с другими сибирскими бригадами – всего 115 человек.

– Понимаете, авиалесоохрану, как таковую, почти ликвидировали по всей России. Нижегородскую область раньше обслуживала Приволжская авиабаза – была одна из самых сильных в стране. А ее полностью ликвидировали: там вообще не осталось специалистов такого уровня, как у нас.

К тушению томские огнеборцы приступили 1 августа:

– Наша задача – остановить фронт пожара. Способ, который использовали, – отжиг. От минерализованной полосы, сделанной тракторами, пускали встречный пал. Фронт пожара и наш отжиг встречались и съедали друг друга. После того как в Выксинском лесничестве отработали, полковник МЧС Горячев – был там такой – пожал нам руки: «Если б не вы – мы бы здесь ничего не сделали». Эмчеэсники, конечно, молодцы. Много их. Техника. Но опыта в тушении лесных пожаров нет, поэтому они с ними и парились.

Полную ликвидацию пожаров томичи себе на счет не записывают. Полная ликвидация – это когда горело и перестало. Здесь же речь идет об участии в тушении. Во-первых, потому, что следить за догорающими участками оставались работники МЧС.

– Их задача была только одна: караулить, чтобы пламя не перекинулось через минполосу. А то бывает так: пробежал огонек по берестянкам, оторвался кусочек бересты, перелетел через минполосу – и снова все начинает полыхать. Вот эмчеэсникам надо было эти очажки отслеживать и вовремя ликвидировать.

А во-вторых:

– О некоторых пожарах у нас странное мнение создалось. Мы тушим, а через два-три дня все горит снова. Такое ощущение, что леса поджигали умышленно. Слышали даже, что деревенские жители на сходы собирались и решали: будем жечь деревню или нет. Но это разговоры – их к делу не подошьешь.

Интернет-блоггеры немало писали о недостаточной оснащенности пожарных, добровольцев, перебоях с питанием. Московские активисты даже организовали благотворительные сборы лопат, пожарных рукавов.

– Эмчеэсники были оснащены неплохо – работали на пожарных машинах. С кормежкой все тоже было нормально. Правда, был инцидент, когда в течение пяти дней нам никто ни продуктов, ни воды питьевой не давал… Но это издержки производства – мы так считаем. Кто был плохо оснащен, так это мобилизованные, люди с заводов. В XXI веке приезжали на пожар с двуручной пилой! Лопаты тупые, как колонны! Что с такой делать?

Но не тупые лопаты оказались главной сложностью для огнеборцев.

– Меня поразило отсутствие информации. Привозят на пожар, спрашиваешь: что? где? как? А никто ничего не знает… Когда прилетели, старшим групп раздали SIM-карты МТС. Они в городе-то плохо работали, а в лесах и подавно. Отсюда – бардак, неразбериха. Тушением пожаров руководили непрофессионалы. Мы давали советы – нас не слушали. Мы такого давно не видели…

Миновала ли опасность в центральной части России? Александр пожимает плечами:

– Не знаю. Была бы серьезная угроза, нас могли бы туда переправить. Ведь мы в режиме ожидания отправки в Томск просидели почти неделю. Благо, друзья из центральной авиабазы подсобили. А так, может быть, до сих пор бы там сидели: после того как закончили тушение, мы стали там никому не нужны.

 

В минувшее воскресенье число замеченных со спутников НАСА на территории России «горячих точек» – видных в инфракрасном диапазоне возможных очагов природных пожаров – увеличилось со 121 до 131, свидетельствуют данные, которые приводятся на сайте «Пожары – Космоснимки».

По материалам РИА-новости

 

Наша справка

В Европейской части РФ с середины июня более двух месяцев стояла аномальная жара. С начала пожароопасного периода 2010 года в РФ произошло более 29 тыс. природных пожаров на общей площади 935 тыс. гектаров. В пожарах погибли более 50 человек, сгорели 2,5 тыс. домов.

 

В авиационной охране лесов Александр Буценко проработал уже 40 лет:

– Есть лес. Есть огонь. А есть мы. И наша работа – тушить пожары. Смотришь на разошедшийся огонь и думаешь: «Вот я ему щас ласты-то накручу!» Огонь не прощает промедления. Стараемся все делать очень быстро. Привезли нас, шмотки бросили – и на пожар. И девять очагов пожара за 19 дней – не предел. Но поработали на славу. Уезжал – был 83 кг. Приехал, встал на весы – 77.

 

Фотографии сделаны автором блога «bez-probelov» в Рязанской области, куда он отправился на пожар добровольцем

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × пять =