Сельдь под «шубой»

Эксперты «ТН»: рыба без ледовой глазури станет дефицитной и дорогой

 

Рыба в «шубе» – под толстой коркой льда – должна в октябре исчезнуть из продажи. Таково требование дополнения № 17 к СанПиН 2.3.21078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», которое вступило в силу с 1 октября и согласно которому масса глазури на мороженой рыбной продукции не должна превышать 5% массы нетто, для креветки – 6%. Сегодня же, по данным Роспотребнадзора, соотношение замороженной воды и собственно рыбы может достигать 45% и 55% соответственно.

Федеральные чиновники считают, что «новые ограничительные меры позволят искоренить практику обмана потребителей недобропорядочными поставщиками, которые вынуждали платить за лед», сократить импортные поставки и открыть дорогу российским производителям.

В то же время эксперты «ТН» говорят, что сначала ограничительные меры приведут к дефициту рыбной продукции, а потом к ее подорожанию.

Людмила Кротоненко, начальник отдела по надзору за питанием населения Управления Роспотребнадзора по ТО:

– Да, наличие глазури на замороженной рыбе теперь регламентировано, и потребителям не нужно будет платить за лед. На упаковке с замороженной рыбой, произведенной после 1 октября, в обязательном порядке должен быть указан вес именно продукта. То есть каждая хозяйка сможет в магазине узнать процентное содержание глазури.

Как будет осуществляться контроль? Пока до регионов не дошли документы, регламентирующие наши действия. Известно, что на первоначальном этапе контроль возложен на таможню. Далее следуют оптовики и розница, которые не должны закупать рыбу в ледяной «шубе». Затем эстафету принимает Роспотребнадзор – плановые проверки одного и того же объекта мы можем проводить раз в три года, и можно предположить, что чаще будем работать по жалобам потребителей.

На мой взгляд, дополнения к санитарным нормам повлияют на рыбный рынок. Импорт на какое-то время сократится, пока зарубежные компании не модернизируют производство согласно новым стандартам. И российские производители смогут за это время поправить свое положение. Хотя для перехода на шоковую заморозку заводам предстоит пойти на финансовые затраты, и, думаю, эти траты в будущем лягут в основу цен на рыбную продукцию.

Татьяна Малинина, предприниматель, занимающаяся оптовыми поставками:

– Мы пока заняли выжидательную позицию. Завершаем продавать рыбу, купленную до 1 октября. Следующую партию еще не заказали – поставщики пока предлагают товар с излишками глазури. Ждем продукцию, соответствующую новым правилам.

Не знаю, больше плюсов или минусов у долгожданного, на первый взгляд, нововведения и какова его конечная цель. С одной стороны, потребители переплачивали за лед. С другой, того же потребителя в конечном итоге ждет подорожание рыбы – об этом говорят все производители и поставщики (мы возим товар из Питера, Москвы, Владивостока – они, в свою очередь, закупают в Китае, Вьетнаме, Аргентине).

Федеральная власть уверяет, что потребителей вводили в заблуждение производители-импортеры, и для пресечения именно этой практики разработан заградительный барьер. Не согласна. Российские производители, в том числе ближайшие Барнаул, Кемерово, также использовали много льда. И отчасти это оправдано: рыба в тонкой ледяной корке хранится три-четыре месяца, в толстой – до года.

Новые требования закроют дорогу импортерам, и это значит, что на время (месяц-три) российский рынок будет испытывать рыбный дефицит – отечественный производитель еще не способен удовлетворить спрос, предприятия только планируют потратиться на новое оборудование.

Даже если российские компании заработают во всю мощь, то такая дешевая и потому востребованная продукция, как филе морской курицы (телапии), морского языка (пангасиус), может вообще исчезнуть с российского рынка. Эту рыбу вылавливают только в Китае, Вьетнаме, которые могут найти рынок сбыта, альтернативный российскому.

В Томске 25–30 фирм, занимающихся оптовыми поставками рыбной продукции. Каждая завозит ежемесячно 1–1,5 тонны, то есть Томск съедает 30–45 тонн. И филе, которое сейчас вытесняют с рынка, занимает доминирующие позиции. Словом, потребителю стоит готовиться к росту цен: льдом производители во многом компенсировали затраты за «головы и хвосты», сейчас они тратятся на технологическое оборудование и затем попытаются вернуть расходы. Поставщики говорят, что в ближайшие полгода замороженная рыба подорожает в цене в два раза.

 

Светлана Кочетова, специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по ТО:

– Жалобы на рыбу, где при разморозке оказывается почти столько же льда, сколько и филе, – лидеры последних двух лет. Недели не проходило, чтобы хозяйки не возмущались. И мы, по большому счету, не могли помочь потребителям: филе с таким количеством глазури в основном оказывалось импортным, а в России не было технического регламента для ввозимой рыбной продукции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 5 =