Опрос на тему «Какие кадры и что решают?» продолжается на сайте областного парламента в рамках проекта «43-й депутат – общественное мнение».
Поводом для начала опроса стала кадровая проблема, которая напрямую касается Томска, где существует устойчивый переизбыток выпускников с невостребованным высшим образованием, а технически грамотных специалистов, которые могли бы трудиться в сфере инноваций, не хватает. Анкету опроса заполнили уже более 150 пользователей. Своей точкой зрения на проблемы профессионального образования, которому и посвящен интерактивный опрос, с «ТН» поделились депутаты и молодые ученые – лауреаты премии Государственной думы Томской области разных лет.
Александр Шпетер, депутат фракции «Единой России», генеральный директор ТДСК:
– Считаю, решение кадрового вопроса зависит не только от состояния профессионального образования, но и от инициатив самого предприятия, нуждающегося в притоке нужных специалистов. В Томской домостроительной компании, например, недостатка в кадрах нет. Напротив, прежде чем принять на работу специалиста, мы проводим конкурс. Как решаем кадровый вопрос? В содружестве с ТГАСУ и другими учебными заведениями. Лучшие студенты получают наши именные стипендии. В компании есть собственный учебный комбинат, и постоянное обучение мы проводим непосредственно на рабочих местах.
Виталий Маркелов, депутат фракции «Единой России», генеральный директор «Газпром трансгаз Томск»:
– В компании «Газпром трансгаз Томск» создана система непрерывного профессионального фирменного образования. Наш учебный центр – достойный пример современного инновационного образовательного заведения. Здесь используется принцип опережающей подготовки. Это образец для учреждений профессионального образования с точки зрения того, какие изменения сегодня возможны и нужны. Пока что профессиональные училища соответствуют уровню, который был актуален лет 20–30 назад.
Считаю, ситуацию исправить можно, и вопрос здесь не только в финансировании – необходимо желание. Нужно поднять престиж рабочих специальностей. Сегодня создается ощущение, что профессионального образования в нашей стране как будто и нет. Есть школы и университеты, но о техникумах и училищах словно все забыли. Но ведь без них не будет хороших рабочих кадров – основы любого производства. Сегодня их чаще всего готовят на недостаточном уровне и на устаревшем оборудовании. И вот таких новых работников приходится переобучать. В итоге затрачиваются дополнительные средства. Нужна серьезная перестройка всей работы системы профобразования. На федеральном уровне об этом говорится немало, и со временем эти обсуждения должны перерасти в финансирование и общероссийские программы. Но прежде необходимо выработать стратегию и тактику преобразования этой системы на региональном уровне.
Ольга Седельникова, доцент кафедры русского языка и литературы института международного образования и языковых коммуникаций ТПУ, лауреат премии Государственной думы Томской области 2004 года:
– Для решения проблемы, полагаю, следует принимать комплексные меры, нужно начать с грамотного построения профориентации в школах. Дети должны получить правильное представление о востребованности различных специальностей на рынке. Проводить такие занятия нужно уже с 8-го класса, и делать это должен не классный руководитель, не учитель, а кто-то другой. Необходимо организовать профтестирование и таким образом выяснять, в какой сфере ребенок может реализовать свои способности. Пока что выпускники школ слабо представляют реальную жизнь с ее потребностями.
Проблема еще и в том, что рабочие специальности не считаются престижными. Нужно поднимать статус человека, работающего в наукоемкой сфере.
Большую активность следует проявлять и предприятиям. У вас дефицит определенных специалистов? Выходите на учебные заведения и совместными усилиями – введением специальных программ, конкурсов, мест, стипендий – решайте проблему.
Владимир Вичугов, доцент кафедры автоматики и компьютерных систем института кибернетики ТПУ, лауреат премии Государственной думы Томской области 2005 года:
– Самыми востребованными во всем мире сегодня являются специалисты IT-сферы. Количество программного обеспечения, а следовательно и программистов, постоянно возрастает, но, сколько бы их ни было, нужно еще больше. Что касается производственной сферы, здесь решить проблему с кадрами без поддержки государства невозможно. Самая дешевая рабочая сила – в Китае, и поэтому многие производства находятся там. Чтобы наши сограждане пошли в рабочие, необходимо искать возможности для повышения заработной платы.
Ирина Болотина, начальник научно-организационного отдела института неразрушающего контроля ТПУ, лауреат премии Государственной думы Томской области 2007 года:
– Кадровая проблема существует не только в России, но и в других экономически развитых странах. В Германии, например, также не хватает специалистов технической сферы, а популярным является юридическое и экономическое образование.
Для начала необходимо провести ревизию, каких и сколько специалистов не хватает, а каких – в избытке. И проводить реформы, опираясь на конкретные цифры. Нужно поднимать престиж среднеспециального образования – там мало денег и мало преподавателей. Хотя за рубежом, например, высококвалифицированный рабочий может зарабатывать больше, чем инженер.
P.S. Напомним, что «43-й депутат» заинтересован в компетентной и неравнодушной позиции томичей. Ответить на вопросы анкеты можно по адресу duma.tomsk.ru до 10 декабря.