Вся такая противоречивая

Регионы СФО объединяют усилия по развитию потребительского рынка Сибири

Заседание координационного совета по торговле и потребительскому рынку Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» прошло 13 апреля в Томске. Цель – оценить состояние отрасли, обсудить самые острые проблемы и, обобщив передовой опыт, поискать пути для обеспечения добросовестной конкуренции на рынке и защиты населения от необоснованного роста цен.

Самой спорной и бесспорной сферой назвала в своем выступлении торговлю первый заместитель губернатора Томской области Оксана Козловская. И пояснила:

– Торговля всегда принимает на себя основной удар в связи с негативными процессами в экономике; нынче же за первый квартал мы отмечаем существенный рост инфляции, связанный прежде всего с ростом цен на продукты…

– В последние годы торговля не только входит в состав пяти базовых отраслей экономики, составляя около 20% ВВП, но и лидирует по прибыльности, – оптимистичен начальник областного департамента потребительского рынка Александр Таловский.

Роль этой сферы, выполняющей функции жизнеобеспечения, крайне велика: от нее порой зависит социальная стабильность в обществе. При этом она крайне ранима и зависима от потребительского поведения. Опросы показывают снижение уровня потребительской уверенности населения России. Но здесь наблюдаем парадокс: несмотря на то что в 2008–2010 годах серьезно упали реальные доходы населения, даже в кризис отрасль динамично развивалась.

 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Доля товарооборота СФО в общероссийском в 2010 году составила 10,6% – это третья позиция из восьми округов после Центрального и Приволжского. На душу населения СФО реализовано потребительских товаров на 88,9 тыс. рублей, что на 7,6 тыс. больше, чем в 2009-м (средний показатель по России – 115,5 тыс.). Объем оборота розничной торговли на душу населения в СФО различен: Новосибирская область – 116,6 тыс. рублей, Томская – 79,1, Тува – 36,9.

Индекс роста физического объема торговли продуктами питания – 100%, непродовольственных товаров – 106,4%. При этом доля расходов на пищу насущную в России все еще в 2–2,5 раза выше, чем в США, Канаде, Великобритании и т.д.

Индекс потребительских цен в СФО в 2010 году оказался ниже, чем в среднем по России, – 106,5%, в Томской области – 107,9%.

 

КСТАТИ

В Новосибирске действуют:

Муниципальная дисконтная карта, по которой можно покупать продукты со скидкой 7% в 100 предприятиях торговли, 90 тыс. карт выдано органами соцзащиты. Социальный товарооборот в 2010 году составил 180 млн рублей.

Муниципальная дисконтная карта первоклассника. Участники – 115 магазинов промышленных товаров (одежда, обувь, канцтовары) плюс детские кафе, развлекательные центры, кинотеатры. Скидка по карте: 7–20%. Выдано 15 тыс. таких карт, товарооборот – 17 млн рублей.

Дисконтная карта студента дает 10–30%-ю скидку на товары и услуги, выдана 124 тыс. первокурсников всех вузов и техникумов, участвуют 206 предприятий – магазины, общепит, химчистки, парикмахерские, кафе, ателье, кинотеатры, косметические салоны, фотостудии, интернет-кафе и т.д. Товарооборот в 2010 году – 43,3 млн рублей.

Общая сумма дисконта по трем проектам составила в 2010 году более 20 млн рублей.

 

КОММЕНТАРИИ

Оксана Козловская, первый заместитель губернатора Томской области:

– На прошедшем недавно в Томске совещании с участием председателя правительства прозвучало: реальность инновационного развития территории во многом определяется качеством и комфортностью проживания людей в регионе. Комфортность – это дороги и жилье, объекты рекреации и спорта, сфера гостеприимства и услуг, торговля, общепит.

Объединение усилий всех регионов в развитии потребительского рынка Сибири – политически важное решение.

Александр Таловский, начальник департамента потребительского рынка Томской области:

– Региональные экономики не должны развиваться по модели закрытых территорий: вернее путь, опирающийся на создание конкурентной среды, благоприятного инвестиционного климата, использования региональных конкурентных преимуществ. Нам нужно заниматься развитием каналов прямой доставки сельхозпродукции потребителям. Межрегиональных (а тем более с международным участием) ярмарок проводится очень мало. Предлагаю создать единую экспозицию конкурентоспособной продукции Сибири, организовывать виртуальные выставки, возможно, стоит подумать над созданием единого бренда – «Сделано в Сибири» или «Сибирский продукт».

Борис Сватков, президент Союза организаций торговли Омской области:

– С января этого года практически отменена обязательная сертификация – все, что сегодня поступает на наши прилавки (кроме детского питания), не сертифицировано. Взамен введено новое понятие – добровольная сертификация. Надо обращаться в правительство с инициативой возвращать сертификацию. Это очень серьезный вопрос. Торговля отвечает за то, что она предлагает покупателю, но зачастую продукция не соответствует стандартам качества и даже безопасности…

Владимир Степанов, ректор Сибирского университета потребительской кооперации:

– Мы субсидируем процентную ставку на развитие малого предпринимательства, но не субсидируем затраты на обучение персонала новым инновационным технологиям, методам ведения бизнеса. Не нужно заманивать МЕТРО, чтобы перенять его систему логистики и формы финансового учета, – они известны и могут быть внедрены нашими торговыми предприятиями. Надо только научить… В программу инвестиций нужно включить раздел «Образование».

К вхождению иностранных торговых сетей нужно относиться очень серьезно. Да, в Новосибирске сегодня бум, но ни одна из этих сетей пока не показывает прибыль, они строят свои сети с целью капитализации. К качеству продукции также есть вопросы. При заходе такой сети нужно обеспечить ее достаточно большим количеством надежных товаропроизводителей, а у нас их пока нет.

Ирина Матирова, заместитель главы администрации Томского района:

– Необходимо разделять развитие торговых систем мегаполисов и сельских территорий. Они кардинально различаются. Сегодня сельская торговля – это зачастую одно торговое учреждение в населенном пункте. Эти магазины выполняют серьезную социальную функцию – под пенсии выдают товары, по заявкам, не увеличивая цены, привозят сепараторы и топоры… Понятно, что торговые сети этого делать не будут.

Сегодня сельский потребительский рынок воем воет: как выжить торговле, удерживающей предельные надбавки в 15% при 28%-м росте цены на электроэнергию и увеличившемся до 34% ЕСН? Рынок уходит в тень, снижается объем налогов и легитимная численность работающих. Предлагаю сформулировать позицию КС «Сибирского соглашения» о внесении изменений в федеральные законодательные акты. Иначе призывы развивать малый бизнес не вяжутся с реалиями сегодняшнего дня. Это вызывает очень негативную реакцию сельского потребительского рынка.

Лариса Яркова, заместитель министра промышленности и развития предпринимательства Новосибирской области:

– Мы считаем, что нужно поддерживать прежде всего региональные сети. Новосибирский «Холидей» и алтайская «Мария-Ра» вышли с инициативой создания в селах с населением более 5 тыс. человек сети дискаунтеров с полным ассортиментом товаров первой необходимости. Они не попросили ни копейки бюджетных денег – только не чинить препятствий и не нагружать дополнительными добровольно-принудительными социальными обязательствами. Администрация эти проекты поддержала – в результате «Холидей» планирует построить 50 дискаунтеров, «Мария-Ра» – 30. Это инвестиции, дополнительные рабочие места и недорогие товары.

Мы также проводим в районах региональные (кустовые) оптово-розничные ярмарки, приглашая туда оптовиков из соседних областей и даже из Казахстана. Такая живая конкуренция между регионами дает снижение цены на 20–25%.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 2 =