Вступают в силу новые правила принудительного изъятия неиспользуемых сельхозземель
С 1 июля вступает в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения». Изменения относятся к вопросу принудительного изъятия неиспользуемых сельхозземель и порядку проведения всех процедур по изъятию. Однако у чиновников уже возникают вопросы по исполнению закона.
Сорок процентов
Сегодня в Томской области 30–40% сельхозземель не используются или используется не по назначению. При этом чем дальше от Томска, тем больше таких земель. С одной стороны, говорят специалисты Россельхознадзора, сельское хозяйство в области не так уж и развито. С этой точки зрения закон, может, и не найдет у нас широкого применения, как, например, в Алтайском и Красноярском краях, где земли сельхозназначения используются практически на все 100%. С другой стороны, сельское хозяйство и не будет развиваться, если треть всех сельхозугодий зарастает кустарником, березками и осинками.
Однако уже возникла дилемма – закон есть, а критериев оценки земли нет. Признаки неиспользования земельных участков должны быть установлены правительством, но они до сих пор не утверждены. И эта проблема встанет перед чиновниками, когда им придется принудительно изымать участки в судебном порядке.
– Пока мы определяем эти критерии, исходя из опыта работы. Как правило, неухоженная земля сразу бросается в глаза благодаря сорнякам, муравьиным кучам, зарослям кустов и деревьев. Стоит запустить участок на три года, и там уже появятся кусты. Это наиболее острая проблема северных районов, поля в которых уже начали зарастать, и через несколько лет эти земли перейдут в лесной фонд, – рассказывает начальник отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по ТО Алексей Макаров.
Северная сторона
Другая проблема связана с дальнейшим использованием изъятой земли. После принудительного изъятия участка региональная власть должна провести конкурс по его продаже. Если покупатели не проявят интереса, земля автоматически переходит в собственность администрации Томской области. И тогда перед чиновниками встает вопрос, что делать с этой землей, поскольку администрации области она тоже в общем-то не нужна. И чем дальше такой земельный надел будет располагаться от административного центра, тем вопрос острее.
– Ладно, Томский и Шегарский районы – там можно найти покупателя. А взять Колпашевский, Чаинский, Верхнекетский – там фермеров, по сути, нет. И логика властей будет такая: «У нас будут эти земли, а вы потом нас будете наказывать за то, что мы их не используем?», – отметил Алексей Макаров.
Видимо, именно поэтому законодатели и прописали право, а не обязанность исполнительной власти на изъятие земли. То есть чиновники сами должны определить, какие земли стоит изымать, а какие – нет.
Поле чудес
А вот на территориях у областного центра проблема обратная, и связана она со спекулятивной продажей сельхозземель под строительство. Ловкие дельцы покупают землю за бесценок, скажем 70 тыс. рублей за 5–7 га, переводят из категории земель сельхозназначения в земли населенных пунктов, делят на сотки и продают под строительство. Таким образом, на выходе земля стоит минимум 25 тыс. рублей за сотку.
– Часто изъятие не производится, потому что либо не можем найти землевладельца, либо землепользователь продает участок, переоформляет его на другого человека, и взять с него уже нечего, а у нового собственника только начинается срок для освоения участка.
В первую очередь от действий спекулянтов страдают фермеры, которые и рады были бы расширить площади, но цена для них неподъемная, поскольку собственник задирает цену за сотку, а брать надо гектарами.
Но сейчас положение поможет исправить областной закон № 59, вступивший в силу в мае этого года. Закон жестко регламентировал процесс включения в границы населенных пунктов земель сельхозназначения.
– Не хочет собственник сдавать землю в аренду по нормальной стоимости, мы заставим его ее обрабатывать. В конце концов, чтобы не терять оставшиеся деньги, спекулянты продают или сдают в аренду землю фермерам по разумной цене. Единственный рычаг давления – это штрафы и преграды при переводе земли, – подчеркивает Алексей Макаров.
Штрафы согласно КоАП с 01.07.2011 г.
Неиспользование земли влечет наложение административного штрафа:
на граждан – 2–5 тыс. руб.;
на должностных лиц – 4–6 тыс. руб.;
на юридических лиц – 80–100 тыс. руб.
Неприведение земель в пригодное для использования состояние:
на граждан – 2–2,5 тыс. руб.;
на должностных лиц – 4–5 тыс. руб.;
на юридических лиц – 70–100 тыс. руб.
Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель:
на граждан – 1–1,5 тыс. руб.;
на должностных лиц – 2–3 тыс. руб.;
на юридических лиц – 40–50 тыс. руб.
Теперь федеральный закон предусматривает возмещение собственнику стоимости отнятого земельного участка, что сняло массу судебных вопросов. Кроме того, принятые поправки устанавливают четкий алгоритм действий при изъятии земель, а также определяют сроки: собственнику предоставляется два года на освоение новоприобретенного участка; участок может быть изъят, если в течение трех лет не использовался.