Вот тебе, бабушка, и юрьев день…

Элегия о «городских сумасшедших» – с признанием и печалью, осуждением и жалостью

 

Сергею Зайкову дали 2,5 года реального лишения свободы. В колонии общего режима. Полгода ему зачлось, осталось два. Томские форумы вскипели и разделились. Большая часть считает приговор жестоким. Люди более взвешенные говорят, что ясное высказывание потерпевшего о снисхождении к подсудимому добавило бы ему авторитета в глазах народа. Есть и группа тех, кто считает, что Зайков получил по заслугам…

Хобби как профессия

Наверное, практически все томские журналисты успели пообщаться со скандально известными общественниками – Владимиром Губой, Сергеем Зайковым, Вадимом Тюменцевым. «ТН» они тоже не обошли стороной.

Самым настойчивым всегда был Владимир Губа. Неизменно появлялся в редакции с ворохом негативных новостей. Стройка незаконная, милиция «не так задержала», чиновники не реагируют на обращения граждан, предприятия загрязняют окружающую среду… Нарушения везде. Большие и малые. И очень убедительно говорит. А начинаешь проверять – очень часто пшик. Но Владимир Ильич не расстраивался, приходил снова… А прокуроры, по-моему, вообще завели отдельные папки с надписью «Губа». Нехотя, но проверяют «факты обращения». И иногда находят рациональное зерно, требующее «мер прокурорского реагирования».

Гражданам же Владимир Губа больше известен как организатор протестных акций. Шоумен из него получился: то на митинг «против судейского произвола» явится в телогрейке с надписью «1937», то гроб принесет к зданию суда («Похороны справедливого правосудия!»), то самосожжением грозит…

То же и Вадим Тюменцев. Затейник. Идея с гробом, по-моему, принадлежала ему. Требуя отставки главы МВД Нургалиева, выслал ему череп – в память о людях, пострадавших от преступных действий милиции. Министру Вооруженных сил послал символичную табуретку: лучше, мол, мебель делай, чем обороной руководи!

Сергей Зайков впервые прославился после того, как пнул Степана Сулакшина за «уничтожение демократического движения в Томске на посту депутата СССР»… Ну и всякими малыми делами.

Зачем городу «сумасшедшие»?

Для правоохранительных органов, судебной системы, чиновников – «неуравновешенные», «неадекватные люди», с которыми «все понятно».

А народное сочувствие и зачастую уважение к этим общественникам налицо. Независимо от практических результатов их деятельности. В чем причина?

Во-первых, они не из чиновничье-депутатского корпуса. Свои.

Во-вторых, против власти.

В-третьих, выражают протест понятным способом – с помощью эпатажа, насмешки и кулаков.

Явление общественной жизни? Да. «Городские сумасшедшие»? Пожалуй. И, как у всех «сумасшедших», у них есть одна важная функция: они не решают проблем (не могут по определению), их задача – привлекать к проблемам внимание.

Конечно, в случае с губернатором поступку Зайкова нет оправдания. Но… Как думаете, почему сегодня люди активно сравнивают условные сроки томским чиновникам по различным коррупционным делам с реальным сроком Зайкову? Зайков страшнее жуликов и воров?

Урок не впрок

Для одних «правозащитник», для других «клоун» отправится в колонию.

– Я глубоко убежден, что исправление Зайкова возможно только при реальном лишении свободы, – заявил гособвинитель Виктор Балдин.

И суд с ним согласился. И в Интернете довольно распространено мнение: что б Зайкову и другим впредь неповадно было!

Но я считаю, что надеяться на исправление не стоит. Вадим Тюменцев и 15 суток отсиживал, и штрафы серьезные платил. Во Владимира Губу стреляли среди бела дня – пуля серьезно раздробила бедро. Сергея Зайкова опять же среди бела дня двое людей в масках избили битами. (Оба дела, кстати, остались нераскрытыми.) Активисты связали эти нападения, а также судебные преследования их со своей общественно-политической деятельностью. И что, прекратили ее?

Думаю, Сергей Зайков и на зоне прежним останется. Страшно произнести, но невозможно не сказать: выйдет ли на свободу? А если выйдет, то насколько здоровым? Лично для меня – большие вопросы. Нет, не намекаю на какие-то «спецзадания» – просто урки такого человека по собственной инициативе за какое-нибудь правдолюбство могут уделать. Им-то точно плевать на наличие или отсутствие медицинской справки о психической вменяемости.

И если, не приведи бог, что случится, будет еще одна трещина между гражданами и властью.

 

СПРАВКА «ТН»

Краткая биография Сергея Зайкова, рассказанная им самим

– Родился в Астрахани, в три года пере-ехал в Томск. Окончил 8 классов в интернате № 1, перешел в 3-й, оттуда меня выперли со справкой. Окончил школу рабочей молодежи, поступил на факультет прикладной математики и кибернетики ТГУ. Окончил. (В дальнейшем еще учился в Томском юридическом институте.) Работал в НИИ технологии машиностроения, младшим научным сотрудником НИИ онкологии (лаборатория информационно-вычислительных систем). Занимался предпринимательской деятельностью, зарегистрировав свое предприятие – ЧП «Гендальф»… (Видите, переднего зуба нет? Это когда-то девчонка деревянным мечом при подготовке к хоббитским играм…) Трудился в клубе «Фрегат», сейчас – инженер в ООО «Консоль».

Правозащитной деятельностью занялся с 2003 года, выиграв дело по линии ЖКХ (после размещения в СМИ двух острых статей о счетчиках). Победив в этом процессе и поднакачавшись юридически, стал выступать общественным защитником интересов других людей. Сперва обращались знакомые. Защищал безвозмездно, но иногда, честно говоря, и возмездно – когда предлагали деньги.

Количество этих судов не помню, надо специально считать…

 

«Милицейская» статья

Уголовные дела по ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти) возбуждаются нередко. Правда, согласно практике применения в большинстве случаев пострадавшими являются не чиновники, а милиционеры. Статья и родилась-то как попытка оградить стражей порядка от нападок незаконопослушных граждан – словесных и физических оскорблений. Ведь бить правонарушителей при задержании нельзя, стрелять на месте – тоже, но что-то ведь надо с ними делать!

Напомним, в феврале прокурор области Василий Войкин заявил, что настаивать на реальном лишении свободы прокуратура не будет, но строгую оценку поступку Зайкова даст.

 

СКАЗАНО

Государственный обвинитель Виктор Балдин:

– Наказание в целом считаю справедливым. Судебные заседания проходили согласно нормам закона, но делу постоянно пытались придать политическую окраску и возвести в соответствующий статус подсудимого. Я глубоко убежден, что исправление Зайкова возможно только при реальном лишении свободы. Почему областной прокурор считал иначе – вопрос к нему. Я свою позицию озвучил один раз – в прениях. Исходя из тех обстоятельств, которые в силу закона подлежат учету: оценка общественной опасности деяния, оценка личности, отсутствие отягчающих, наличие смягчающих обстоятельств (малолетние дети), предложенный срок не является максимальным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + пять =