Русская рублетка

Российскую экономику и граждан ждут серьезные проблемы

Началось 4 августа с обвала мировых котировок сразу за публикацией статистики, показавшей резкое замедление темпов роста экономики США и Европы. В ночь на 5 августа рейтинговое агентство S&Р впервые в столетней истории понизило кредитный рейтинг США, вызвав новый обвал на мировых биржах. Причем российские ММВБ и РТС рухнули больше всех. Нефть стремительно начала терять в цене (на 6–9% в день), курсы валют немедленно подскочили, рубль стал дешеветь… 10–11 августа падение мировых фондовых рынков возоб­новилось, и опять российские индексы упали глубже остальных. Инвесторы ускоренно выводят средства из России: на прошлой неделе отток 120 млн долларов, в предыдущие три недели в среднем по 50 млн…О том, какими последствиями все это грозит обычным гражданам и экономике, – российские и томские эксперты.

 

«Все будет не слишком хорошо»

Андрей Сальников, управляющий Томским филиалом Промсвязьбанка:

– Думаю, и российский, и европейский, и мировой рынки во власти спекулянтов. Последние два в большей степени. Уже давно никто всерьез не занимается фундаментальным анализом процессов, которые происходят в крупных компаниях, не изучает состояние экономик основных игроков. Это иллюзия, что рынком рулят спрос и предложение… Котировки акций компаний-гигантов в основном зависят от новостей, которые могут и не иметь прямого отношения к этому бизнесу. Изменения в самих корпорациях, вызывающие движение на рынке акций, в основном происходят, когда рынок спокоен и стабилен. Спекулянт же самую крупную рыбу ловит в мутной воде – когда на рынке дела плохи. Естественно, он использует любую новость, чтобы лодку расшатать.

Разве новость про снижение кредитного рейтинга США – новость? Разве все этого не ожидали? Разве мы не знали, что у Японии, Испании, Италии внутренний долг близок или уже превысил уровень годового ВВП? Сейчас все эти истории собрали в кучку и обвалили рынок. Три дня паника, все бегут, что-то продают… Сегодня все успокоились. Игроки уже не ждут заявления федеральной резервной системы США – зачем? Купили что хотели на дне упавшего рынка, теперь нужно начинать на этом зарабатывать. Значит, рынок будет расти…

– Почему рейтинг снизили США, но от этого доллар вырос, а рубль упал?

– Доллар – резервная мировая валюта; в понимании российских инвесторов ничего, кроме него, нет. Да и население чуть что – бежит покупать доллары… Сиюминутный спрос девальвирует рубль. Кроме того, российская экономика завязана на цену нефти, точнее – на уровень потребления нашей нефти другими странами. Стало там плохо – нефти меньше покупают, у нас в бюджете денег меньше.

Государству ослабление рубля теоретически выгодно: наша продукция становится дешевле по себестоимости, лучше продается на мировом рынке. Но на деле ослабление рубля не помогает, потому что кроме нефти мы ничего не экспортируем. Не производим машин, сложных товаров с высокой добавленной стоимостью. Поэтому у нас слабость национальной валюты – только гарантия хорошей жизни нефтяных компаний. Девальвация рубля не дает оздоравливающего эффекта, потому что наша себестоимость очень уж простая…

– Каков ваш прогноз?

– Если учесть, что сюжеты на рынке создают игроки, точные прогнозы строить сложно… Думаю, все будет не слишком хорошо. Мировая экономика, ведомая неистребимым желанием людей и целых государств потреблять больше, чем они производят, приближается к некоему пределу. Это касается и США, и стран европейской периферии. В ближайшей перспективе, если Евросоюз в лице доноров Германии и Швейцарии заплатит за красивую жизнь итальянцев, испанцев, греков и так далее, наверное, проблемы снимутся на время.

У США в отличие от Европы есть противовес дефолту – мощная инфраструктура экономики. И там, мне кажется, уже понимают, что пора меняться – прощаться с амбициями мировой державы, сокращать оборонные расходы, отменять налоговые льготы богатейшим корпорациям, аффилированным с фирмами в офшорах… Думаю, американцы найдут выход из своих проблем. Это случится, когда придет понимание, что угроза замены доллара на другую резервную валюту и изменения устройства мирового рынка вполне реальны…

– А в России?

– К сожалению, в нашей экономике традиционно все не совсем так, как хотелось бы – что до преддефолтных волнений в США, что после. Внутренний фон тоже весьма сложен: выборы на носу. Поэтому ожидать от государства трезвых непопулярных решений не приходится. А ведь оно и без того уже взяло на себя слишком много социальных обязательств. При этом возможностей зарабатывать мало: бизнес задавлен налогами, новых предприятий не создается, хороших инвестиций практически не поступает. Мы говорим об инновациях на фоне полуразвалившегося хозяйства, на заводах стоит оборудование 1950–1960-х годов.

– Каково в этой ситуации банковской системе?

– Проблемы никуда не делись. Ничего не поменялось с точки зрения законодательства. Не изменилась ситуация с защитой интересов банка по возврату кредитов: для судов по-прежнему два года – не срок для рассмотрения дела. А что такое два года, например, для завода, который был в залоге по кредиту? Потом начинают работать судебные приставы… В итоге банк получает залог лет через пять – все растащат к тому времени… У банковской системы по-прежнему нет долгосрочного ресурса, риски как были высокими, так и остались.

– Многие полагают, что мы в начале второй волны кризиса…

– Если это так, то мы в него входим с худшим багажом, чем в первый.

– Многие люди кинулись покупать золото…

– Кризис всегда порождает «золотую лихорадку». Конечно, золото – один из способов сохранения средств от девальвации. Но нужно понимать, что заработать на золоте вряд ли получится. А если его придется в ближайшей перспективе продать, то наверняка себе в убыток. То же и с валютой – думаю, курс доллара и евро начнет снижаться в ближайшее время. В чьей-то спекулятивной игре этот сюжет уже отыгран, рынки достигли промежуточного дна, сейчас зафиксируют прибыль (убытки) и, может, даже начнут потихоньку расти, до следующего интересного события. И уже это событие покажет, куда двинется рынок – вверх или вниз.

– Что ожидает обычных российских граждан?

– Некоторый всплеск инфляции. Подорожают импортные товары, составляющие львиную долю потребительского товарооборота. Но не только импорт: бензин подорожал на рубль, хотя цена на нефть существенно не растет, даже на какой-то период снизилась… За все будут платить именно потребители.

Но ситуация будет развиваться, по всей видимости, медленно и плавно. Хотя бы потому, что потрясения не нужны даже тем, кто эти игры организует.

 

«Наша экономика созрела для кризиса…»

Игорь Николаев, партнер финансовой консалтинговой компании ФБК:

– …Мы не поменяли экономическую модель, не начали вкладываться в производства. Значит, вторая волна обязательно будет… Наша экономика созрела для кризиса… и к нему не готова: Резервный фонд по сравнению с 2008 годом сократился в 6,5 раза, мы взяли на себя завышенные социальные обязательства, от которых нельзя отказаться в преддверии выборов, на нас висят всевозможные саммиты и чемпионаты. Занимать на все это деньги за рубежом будет безумно дорого. Девальвация рубля будет управляемой и плавной, в 2012 году рубль может подешеветь на 15–20%, хотя многое будет зависеть от того, будут ли удерживать курс в этом году в преддверии выборов…

Пресс-конференция 10 августа в РИА Новости http://www.rian.ru

 

«В социальном плане быстрые последствия очевидны…»

Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития:

– …Сложности мировой экономики в любой момент могут спровоцировать острый кризис в России, который быстро станет и политическим. Этот «любой момент» может случиться и не завтра, и не в этом году, но, как предупреждают все серьезные отечественные эксперты, счет идет всего лишь на годы, а не на десятилетия.

Дорожающие доллар и евро – это рост цен на импортные товары… За последний год, в течение которого Россия якобы выходит из кризиса, наметилась устойчивая тенденция к лавинообразному росту импорта. За январь – май 2011 года ввоз в страну увеличился на 48,6% по сравнению с таким же периодом прошлого года, в то время как экспорт стал больше всего на 28,5%. Причем этот рост был обеспечен в основном за счет сырой нефти и природного газа, а это почти половина всей стоимости экспорта…

Если бы Россия была страной с разно­образной экономикой, дешевый рубль был бы благом (посмотрите на тот же Китай) и для насыщения нашего внутреннего спроса, и для отечественного экспорта. Но этого нет: доля в нашем экспорте машин, оборудования и транспортных средств – 5%, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – 1,3%, о потребительских товарах статистика вообще умалчивает.

Если продолжится тенденция удешевления рубля, мы получим дополнительный импульс роста потребительских цен, что, как известно, наносит самый большой ущерб уровню жизни средне- и малообеспеченных семей. Побочное следствие высокой инфляции общеизвестно: дальнейшее ухудшение и без того плохого инвестиционного климата… А это, в свою очередь, еще более усугубляет проблемы рынка труда, на котором преобладают низкие зарплаты из-за архаичности большинства рабочих мест.

В социальном плане быстрые последствия очевидны (они уже налицо). Например, это опережающий инфляцию рост внутренних цен на бензин и газ. Даже сейчас, при 110 долларах за баррель нефти и нынешних экспортных ценах на газ, на образование и здравоохранение – базовые и для экономики, и для общества сферы – государство тратит примерно 8% ВВП, в 2 раза ниже, чем, к примеру, в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития. А если посчитать абсолютные цифры расходов на душу населения, разрыв в 3–4 раза. А если нефть будет стоить 60–70 долларов за баррель и газ подешевеет на мировом рынке?

Будничное существование большинства россиян уже находится в зоне крайне высоких внешних рисков снижения и без того низких стандартов жизни. Причем степень воздействие на эти риски со стороны России крайне незначительна. Это и есть главный итог деятельности нашего государства в «стабильные» 2000-е.

www.ej.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × два =