В зоне максимальной доступности

Сбербанк России: из истории сети подразделений

 

На страницах газеты мы провели для читателей небольшой экскурс в историю зарождения и развития сберегательного дела в России и Томской области. Сегодня речь пойдет об истории развития филиальной сети банка.

 

«Всегда рядом». Официальный слоган ОАО «Сбербанк России» имеет множество смысловых оттенков. Доступность услуг, надежность, готовность прийти на помощь в различных жизненных ситуациях. Но есть в этом слогане и самый прямой, физический, смысл. Где бы ни находился человек, нуждающийся в банковских услугах, подразделение Сбербанка России обязательно окажется где-то поблизости. Только в Российской Федерации подразделений Сбербанка насчитывается свыше 19 тыс. А еще они есть в ближнем и дальнем зарубежье.

Ранняя сеть

Эта огромная сеть дополнительных офисов и операционных касс, знакомых практически каждому жителю нашей страны, сложилась не сразу. Начиналась она с малого: 13 марта 1842 года в Санкт-Петербурге по указу императора Николая I от 12 ноября 1841 года открылась первая сберегательная касса в России. Месяцем позже появилась Московская сберегательная касса. А затем процесс двинулся из столиц в губернские центры. Первая сберкасса в российской провинции появилась в том же, 1842-м, году в Одессе. Губернаторы на местах не слишком стремились к внедрению финансового новшества, но в 1846 году открытие сберкасс при всех губернских органах соцзащиты было вменено в обязанность местным властям законом. В том же году сберкасса появляется в Ростове-на-Дону, а к 1849 году кассы открылись уже в 42 губернских центрах России.

Эта ранняя сеть сберкасс была весьма не похожа на современные офисы Сбербанка, к которым мы привыкли за последнее десятилетие. В кассах 1840–1850-х годов хронически не хватало персонала, и операции в них исполняли сотрудники Сохранной казны и Приказов общественного призрения в нагрузку, так сказать, «по совместительству». В результате кассы имели крайне неудобный для клиентов режим работы: один день в неделю – воскресенье с 09.00 до 14.00. И численность сберегательных касс в целом серьезно отставала от роста потребности в них.

Это положение изменилось на рубеже 1850–1860-х годов, когда сеть сберкасс была передана в систему Министерства финансов и позже – в систему Государственного банка. Одновременно было разрешено открывать сберегательные кассы в городах при органах муниципального самоуправления по их собственной инициативе. Таких инициатив с мест в первые два года поступило более 100, однако успешными оказались только 28 муниципальных касс. В Томске губернское отделение Государственного банка, при котором работала сберегательная касса, открылось 12 октября 1865 года.

Качественные перемены в развитии этой сети произошли в 1884 году. Именно тогда правительство приняло решение об увеличении числа сберкасс и о возможности создавать их вне предела сети Госбанка. С 1884 по 1885 год число касс при казначействах выросло в пять раз. В 1889 году, руководствуясь стремлением продвинуть сберкассы в село, правительство разрешило открывать их при почтовых и телеграфных отделениях. Результатом этого решения стало проникновение сберкасс практически во все районы Российской империи. С 1897 года начинается стремительный рост числа сберкасс при заводах и фабриках. В 1900 году стартовал процесс открытия сберкасс при станциях железных дорог (в мировом сберегательном деле это было беспрецедентным явлением). В 1902 году сберкассы появляются при сельских волостных управах, на винных складах, а также судовые кассы на Военно-морском флоте. Затем появляются кассы при школах, больницах и т.д.

Именно тогда сформировались принципы модели сети структурных подразделений Сбербанка, с которой мы имеем дело и сейчас: офис должен быть там, где пребывает большинство его клиентов. Этот принцип с определенными изменениями унаследовала советская система Гострудсберкасс, его же, как эстафету, приняли Сбербанк СССР и Сбербанк России.

Ставка на вкладчика

Возрождение сети сберкасс по окончании Гражданской войны и с наступлением НЭПа предусматривало ставку на мелкого вкладчика, предоставление ему самого широкого спектра финансовых услуг и максимальный охват населения. Сразу же с образованием системы Гострудсберкасс, в 1922–1923 годах, появляются так называемые посреднические кассы, которые открывались практически на каждом предприятии и осуществляли сберегательные операции по самым упрощенным схемам. С 1926 года посреднические кассы были реорганизованы в приписанные сберкассы. Они отличались более строгим контролем за проводимыми в них операциями, но сохраняли принцип максимальной приближенности к клиенту. Такие кассы открывались по специальному соглашению при учреждениях, где в период реализации урожая могли появиться крестьяне с деньгами. Сотрудникам сберкасс было необходимо убедить их положить часть денег на вклад. В Томске сберегательная касса была возрождена в августе 1923 года. Она существует на том же самом месте по сей день по адресу: пл. Ленина, д. 12. Здесь расположен Дополнительный офис № 121 Томского отделения № 8616 Сбербанка России. Еще одна старейшая касса города ведет счет своей истории с 17 июня 1926 года. Это Дополнительный офис № 105, расположенный ныне на ул. Лазо, 10. Этим долгожителям – 88 и 85 лет – может позавидовать любая организация и даже человек.

Послевоенное время

Советские органы управления сами проявляли инициативу по открытию на своей территории сберегательных касс. В Музее истории сберегательного дела Томского отделения № 8616 ОАО «Сбербанк России» имеются копии ходатайств от райисполкомов в финансовые органы по данному вопросу. Так, в марте 1929 года Коларовский районный исполнительный комитет местного Совета запросил Томскую окрсберкассу об условиях открытия сберегательной кассы в районе, где ранее «Сберкасс не было», но «имеется ряд крупных сел, а также стеклозавод, пимокатный завод, затон «Моряковка», способные сделать приток вкладов благоприятным. Этот рост продолжался весь период советской истории. В архиве имеется множество копий документов. Например, решения об открытии центральной сберкассы в Кировском районе Томска, сберкассы первого разряда по ул. Обруб, д. 2, относящиеся к 1960-м годам. Активно открываются сберкассы и в сельской местности Томской области.

Тяжелые 1990-е

В 1990-е годы проявилась обратная тенденция. Население обеднело, в малых поселениях количество операций в сберкассах упало ниже приемлемого уровня, и руководство Сбербанка России было вынуждено решать вопрос оптимизации сети.

Из кризиса 1990-х сеть подразделений Томского Сбербанка вышла без серьезных потерь. Более того, сразу по завершении кризисного периода эта сеть продолжила рост. Уже в 2000 году открылся офис Сбербанка на ул. Гагарина, в 2003 году было открыто уже три новых офиса, а в 2007-м – еще семь.

Динамичное развитие

Работа по строительству и укреплению сети Сбербанка идет и по сей день. Сегодня сеть подразделений ОАО «Сбербанк России» в Томской области насчитывает 114 ВСП. Существенно изменился внешний вид и качественные характеристики работы сети. По просьбам граждан Томское отделение Сбербанка меняет графики работы своих офисов на зимний и летний периоды, ради удобства клиентов они работают и по субботам. Особенно актуальным становится внедрение биллинговых технологий, позволяющих клиентам совершать множество операций, не обращаясь непосредственно к сотрудникам банка. Через терминалы самообслуживания можно в круглосуточном режиме оплачивать коммунальные услуги, налоги, штрафы, госпошлины, услуги связи, погашать кредиты и многое другое. На сегодняшней день в Томской области работает 142 информационно-платежных терминала Сбербанка. Развивается и услуга «Мобильный банк», позволяющая клиенту управлять своими средствами с мобильного телефона. В 2011 году число пользователей «Мобильного банка» превысило 216 тыс. человек. Для любителей распоряжаться своими финансами через Интернет в банке работает система «Сбербанк ОнЛ@йн», ею пользуются более 130 тыс. человек. Активно развивается сеть банкоматов – сегодня их в Томской области уже более 260. Успешно решается вопрос обслуживания населения удаленных сельских районов, для этого в Томском отделении работает два передвижных пункта кассовых операций (ППКО). ППКО представляет собой автотранспортное средство, внутри которого имеется удобное помещение для обслуживания клиентов. Перечень банковских услуг, осуществляемых ППКО, велик: операции по вкладам, с банковскими картами, переводные операции, операции по приему коммунальных и других платежей, прием средств в погашение задолженности по кредитному договору.

Сбербанк проводит переформатирование сети офисов по всей России, чтобы создать одну из лучших клиентоориентированных сервисных компаний, обеспечив максимальный комфорт для своих клиентов. В обновленных офисах банка появляются современные зоны обслуживания клиентов, расширены зоны самообслуживания. Цель данного проекта – сделать филиалы банка удобными, многофункциональными и максимально доступными. В Томске этот процесс идет полным ходом: 8 августа гостеприимно распахнул свои двери переформатированный офис № 122 по ул. Мокрушина, 1, а 30-го ожидается торжественное открытие переформатированного ДО № 118 по адресу: пр. Академический, 17.

Сбербанк – всегда рядом! С этим не поспоришь…

 

Губернское отделение Государственного банка, при котором работает сберегательная касса, в Томске открылось в октябре 1865 года.

 

В ноябре 2011 года Сбербанк России отметит свой 170-летний юбилей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − 6 =