Ярмарка достойных идей

На фестивале педагогических идей и инновационных разработок учителя области поделились собственным опытом модернизации системы образования

 Фестиваль прошел в рамках традиционной августовской конференции работников образования, впрочем и сам он состоялся уже в седьмой раз. Два основных проекта, которые легли в основу фестиваля, это модернизация региональной системы образования и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Этим проектам на фестивале было посвящено несколько секций с различными лабораториями и мастер-классами внутри них.

– Наш фестиваль, с одной стороны, традиционный, а с другой – в нем каждый раз появляется что-то новое и интересное, – говорит директор Регионального центра развития образования (РЦРО) Надежда Лыжина. – Томская область участвует в различных образовательных проектах федерального уровня с 2001 года. В этом году по инициативе председателя Правительства РФ был запущен еще один важный проект по модернизации региональной системы образования. Обсуждению этой инициативы мы посвящаем солидную часть работы.

Всё и сразу

Надежда Лыжина отметила, что мероприятия фестиваля приобретают важное значение именно сейчас, когда в систему образования на федеральном уровне вводятся государственные стандарты. Педагоги в ходе мастер-студий и открытых лабораторий делятся опытом не только проведения уроков, но и работы во внеурочное время, а также по дополнительному и дошкольному образованию.

– Это их собственный наработанный опыт, новые технологии, которые они используют, преподавательские методики и другие способы модернизации образования, – уточняет Надежда Лыжина.

А начался фестиваль с выставки, на которой можно было почерпнуть множество идей для развития школьной инфраструктуры и обеспечения безопасности детей. Здесь специалисты разных компаний знакомили участников фестиваля с новейшими разработками в области интерактивного оборудования школьных классов. Сотрудники школ могли изучить возможность перехода на электронный документооборот и узнать, как вести в образовательном учреждении пожарный мониторинг.

Четыре кита

Насыщенная программа фестиваля сосредоточена в четырех направлениях. Упомянутые проекты по модернизации региональной системы образования и инициативе «Наша новая школа» – это первое и главное из них. На секциях этого направления обсуждали вопросы образования детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов; безопасность и здоровье учащихся; поддержку талантливых школьников, а также переход на новые образовательные стандарты.

– Эти стандарты направлены на формирование определенного вида компетентности, – объясняет координатор фестиваля Елена Захарова, – социальной, гражданской, правовой, предпринимательской, – то, с чем будут сталкиваться наши дети в будущем.

Еще одно серьезное направление фестиваля – федеральная инновационная площадка. В этом году региональному центру развития образования присвоен статус такой площадки по направлению «Инновационная инфраструктура системы общего образования».

– В рамках этой площадки реализуется множество проектов, – поясняет Захарова, – все они долгосрочные – рассчитаны на 5 лет. Многие из них касаются изменения подходов к системе повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Отдельное крыло этого направления – обсуждение работы Ресурсно-внедренческих центров инноваций (РВЦИ), которые действуют при некоторых школах. Такие центры – поле действия для инновационных разработок школ, возможность для обучения и повышения квалификации педагогов, обобщение деятельности разных направлений образовательного учреждения. Здесь же обсуждали создание региональной сети школьных технопарков и предприятий: такие подразделения возникают для того, чтобы формировать у школьников предпринимательскую жилку и развивать в них стремление к научно-техническому творчеству. Много говорили в рамках инновационной площадки об экологическом и этнокультурном образовании, которым в современной школе уделяется немало внимания.

Третье направление фестиваля – мастер-студии для участников. Здесь учителя презентовали свои инновационные разработки в разных аспектах образования: от методик преподавания школьных предметов до индивидуальных подходов к воспитанию учеников. Достаточно прочесть названия секций, чтобы понять, насколько далеко ушли современные педагоги в своих профессиональных исканиях: их интересуют театральная педагогика и новые технологии преподавания ОБЖ, духовно-нравственное воспитание и робототехника, развитие самостоятельности школьников и повышение качества собственной работы… Список заявленных мастер-студий выглядит внушительно.

– Важно то, что в рамках отдельных мастер-студий проводится их экспертиза, – подчеркивает Надежда Лыжина. – Участники заполнили экспертные карты, и если практика действительно достойная и интересная, впоследствии она может перейти в массовую.

Помимо студий еще одним направлением фестиваля стали многочисленные круглые столы, совещания и дискуссионные клубы, в ходе которых педагоги обсуждали самые наболевшие вопросы: систему оценки образовательных результатов, организацию вне­урочной деятельности и проблемы управления образованием.

Дорогу молодым

В фестивале приняли участие около 1,5 тыс человек. Помимо педагогов, сотрудников школ и представителей управлений образования из муниципалитетов в нынешнем фестивале участвовали и сами школьники – для них организаторы подготовили отдельное направление – молодежный медиафестиваль Education Time. Ребята из разных школ Томска и районов области организовали пресс-центр фестиваля, внимательно следили за обсуждениями педагогов, записывали свои наблюдения и по итогам фестиваля выпустили газету. Кроме того, на дискуссионном клубе они обсудили доступность образования в ближайшем будущем.

Полезный архив

Все выступления участников и ведущих секций фестиваля теперь собраны в один общий электронный архив. Педагогические разработки, получившие высокую оценку участников фестиваля, войдут в ресурсный пакет, который в дальнейшем появится в сети Интернет для свободного использования учителями Томска и всех остальных регионов России.

 

Интерактивное школьное оборудование – новый шаг в развитии образования. Электронная доска, проектор, аудиосистема для педагога, интер­активные планшеты и цифровые микроскопы – такие чудо-предметы уже появляются в школах Томска и области

 

Робототехника – одно из интереснейших направлений в современном научно-техническом образовании школьников: при помощи такой «игрушки» ученик постигает основы физики, информатики, геометрии, а также творческое и пространственное мышление. Работать с роботами можно как индивидуально, так и в группе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + десять =