Сумма профицита областного бюджета оказалась нынче рекордной, но власть это не радует
Во вторник, 6 декабря, на аппаратном совещании у губернатора из уст начальника департамента финансов Александра Феденева прозвучали цифры, приятные для всякого далекого от бюджетных процессов гражданина: профицит регионального бюджета на 1 декабря составил 5 401 млн рублей. Но докладчик сопроводил их репликой:
– Сумма профицита очень неприятная, но отчасти неизбежная, поскольку имеет объективные причины…
Казалось бы, профицит не дефицит, что же плохого в плюсе? С этим вопросом «ТН» и обратились к вице-губернатору.
– Если бы это был профицит за счет роста собственных доходов, можно было бы друг другу поаплодировать. Но по доходам ситуация плохая: нынче мы не выполним плана на 750 млн рублей. Существенный профицит сложился из-за того, что мы получили рекордное количество денег из федерального бюджета – более 14 млрд, а федеральный бюджет, как и областной, объективно неравномерно выполняется. В этой не радующей нас цифре 3,5 млрд – федеральные деньги, расходуемые с определенными проблемами, – пояснил Александр Феденев. – И львиная доля, конечно же, на пушкинскую развязку (2 850 млн рублей). Эти деньги пришли, но мы из них еще ни копейки не израсходовали, они все в профиците.
(Напомним: известие о том, что деньги на развязку Москва выделила, в Томск пришло в пору ледохода. А сами деньги – только в ноябре. За два месяца такую развязку построить невозможно.)
– «Мостоотряд-101» сможет освоить нынче от 800 млн до 1 млрд рублей, оставшиеся деньги предстоит вернуть в федеральный бюджет, – говорит начальник департамента финансов.
Получит ли Томск их назад в будущем году?
– Поскольку все понимают, что такую развязку невозможно построить за полгода, можно предположить, что они вернутся. Но гарантий нет. Бывают трансферты, в которых прописано, что они в случае неизрасходования в отчетном периоде остаются в региональном бюджете на будущий год, но про деньги на развязку этого не сказано.
На вопрос, когда могут вернуться непотраченные миллиарды, Александр Феденев только пожимает плечами: «Надеемся, что в первом квартале». Очень уж громоздкая и неповоротливая сложилась система управления. Что делать строителям? Брать кредиты в банке и строить на заемные, а это проценты, удорожание.
Но, по мнению Феденева, в том, что развязка строится в столь жестких финансовых условиях – на безавансовой основе, есть и плюсы.
– Иначе в конкурсе на застройку вполне могла победить какая-нибудь мутная компания, у которой, кроме ручки и стула, ничего нет. А поскольку в данном случае деньги оказались отдалены, претендовали на заказ только настоящие строители.
Кстати
Неравномерность исполнения бюджета (и по доходам, и по расходам) – объективный процесс. Самые большие выплаты бюджетникам – в начале лета, осенью закупаются теплоносители, самая дорогая коммуналка – зимой, капстроительство идет с апреля по ноябрь. Но главный тормоз – конкурсы: сначала нужно провести конкурс на проект, затем время уйдет на его разработку и экспертизу, потом еще 45 дней – конкурс на подрядчика. В итоге, если объект был внесен в бюджет в ноябре, начать строительство удастся не ранее апреля, а самое вероятное – летом.
Доходы областного бюджета за 11 месяцев – 39 227 млн рублей, расходы – 33 826 млн. Профицит – 5 401 млн рублей.
В прошлом году трансферты из федерального бюджета составили 11,5 млрд рублей, профицит на 1 декабря 2010 года – 2,4 млрд рублей.
План по доходам областного бюджета будет нынче недовыполнен примерно на 750
Кроме развязки не удалось пока потратить деньги
- на 50-метровый бассейн – 375 млн рублей (проблемы с проектом);
- поддержку предпринимательства – 50 млн рублей (чтобы получить господдержку, бизнес должен как минимум платить налоги и белую зарплату, а таких, как оказалось, у нас немного);
- создание дополнительных мест в ДДУ (из заложенных 300 млн рублей израсходовано всего 45% – где-то задержка из-за конкурса, где-то проект оказался устаревшим, где-то не нашли софинансирования, подрядчик подвел и т.д.).
Еще 125 млн рублей повисли из-за отсутствия потребности в запрошенных средствах (например, выделены деньги на повышение зарплаты сотрудникам полиции по нормативной численности, а реальная численность оказалась меньше; то же с оплатой коммунальных услуг отдельным категориям граждан, с доплатами за классное руководство, пособиями детям военнослужащих и т.д.).