Святые дни

Период от Рождества Христова, которое празднуется 7 января, до Крещения Господня, 19 января, называется святками. У многих они ассоциируются с гаданиями и разгульным весельем. Однако это не совсем верное представление. Святки – это «святые дни», наполненные духовной радостью о пришедшем в мир Спасителе. Они соединют два праздника — Рождество и Крещение Господне, которое празднуется 19 января. В первые же века христианства эти два праздника отмечались в один день.

Наверное, ни к одному празднику нет столько приготовлений, как к Рождеству Христову. Это один из самых красивых, торжественных и радостных христианских праздников: украшенная ель, свечи, бесчисленные милые маленькие порадочки, колядки с «вифлеемской» звездой, утренники в воскресных школах. В этом году, чтобы порадовать свое семейство, я решила сделать дома небольшой вертеп: фигурки Богомладена Христа, лежащего в яслях, Девы Марии и праведного Иосифа. Сначала я вылепила из пластилина небольшой розовый шарик – это была головка младенца, затем белые пелены. И после этого в считанные минуты, на одном дыхании, буквально из ничего, появились фигурки Богородицы и старца Иосифа, они склонились над яслями и смотрели на лежащего в них Спасителя.

Вдруг в голове родилась мысль: Творец пришел в наш озлобленный, жестокий мир беззащитным младенцем. Сейчас многие боятся и не хотят рожать детей: а зачем, ведь мир так жесток и мой ребенок будет обречен на страдания… Эта мысль леденит сердце. Но христианская вера вселяет надежду, дает силы жить, прощать, любить, рожать и растить детей. Ведь сам Бог, Иисус Христос, пришел в этот мир младенцем для того, чтобы пострадать за всех людей, принять крестную смерть. И Пресвятой Богородице с самого начала было известно о предстоящих невыносимых страданиях ее Божественного, ни в чем не повинного Сына. Какая все-таки христианство простая, человечная и вместе с тем непостижимо высокая вера: спасение мира началось с вочеловечения Бога…

Мой маленький вертеп из цветного пластилина стоял на столе. А я всем своим существом ощущала, что за всей видимой нарядной мишурой кроется невыразимая глубина праздника Рождества Христова. И прикоснуться можно к ней только в церковном богослужении.

История праздника

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства.

До IV века в восточных и западных церквах Крещение и Рождество праздновались в один день, а именно 6 января, под общим названием Богоявления. Однако позднее Церковь стала праздновать Рождество и Крещение Господне в разные дни. И вот почему: несколько раньше, чем в православной церкви, празднования Крещения ввели у себя еретики — гностики, потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя — Его Крещению. Так, евнониты учили, что Иисус был сыном Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный греху». Но ничто так не увлекало христиан в ересь (особенно в гностицизм), как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было этому гностическому празднику противопоставить свой, такой же… И вот православная церковь установила торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, как бы говоря, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова.

Установление даты Рождества Христова

Первоначальным основанием для празднования Рождества Христова 6 января (как и Крещения) служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и вторым Адамом, между виновником греха и смерти и начальником жизни и спасения. Второй Адам — Христос, по таинственному созерцанию древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, — в шестой, которому соответствовало 6 января, первого месяца года.

В то же время у римлян на 25 декабря по юлианскому календарю приходился языческий праздник в честь зимнего солнцеворота, называвшийся день (рождения) явления непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей. Так, Церковь, желая оградить своих чад от участия в языческом культе солнца, переносит празднование Рождества Господа Иисуса Христа. Тем более что воспоминание пришествия в наш мир Спасителя в этот день очень кстати, ведь в Новом Завете Он именуется Солнцем правды, Светом мира, Спасением людей, Победителем смерти.

Установление празднования Рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли отцов Церкви III и IV веков (св. Ипполит, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл Александрийский, блаж. Августин), 25-е число декабря месяца более всего исторически соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа.

«Вторая Пасха». Смысл праздника

Празднику Рождества Христова предшествует особый период – предпразднество, когда в богослужение включаются особые песнопения, прославляющие пришествие в мир Спасителя, раскрывающие значение этого события для рода человеческого. Так, в песнопениях предпразднества Рождества Христова отражена основная богословская мысль о том, что воплощение Слова Божия, будучи Его «истощанием» , Его уничижением – всемогущий Бог явился на землю как беспомощный Младенец. Его Матери, пречистой Деве Марии, не нашлось места в гостинице, и она родила его в пещере, Богомладенец был положен в ясли, из которых ел скот. Вочеловечение для Бога явилось для Него своего рода Крестом, первым Крестом, может быть, не менее легким, чем Крест последний, т.е. распятие. О крестных страданиях Спасителя и о его Воскресении из мертвых Церковь вспоминает в особый период — Великий пост и Страстную седмицу, за которой следует Пасха, Светлое Воскресение Христово. Именно поэтому Рождество называют «второй Пасхой». Но все это Господь соделал ради человека, ради каждого из нас. И тем самым показал пример: земная нищета не страшна, когда есть свет вечной жизни.

Почему перед Рождеством едят сочиво?

Наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста, который называется Сочельником. Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» — особое блюдо из вареного зерна (риса) или пшеницы, которое принято готовить в день, предшествующий Рождеству Христову. Каждый, пожалуй, может вспомнить, что сочиво обычно подается во время поминовения усопших. Возникает вопрос: какая связь между радостным событием пришествия в мир Спасителя, рождением Богомладенца Христа, и поминовением усопших? Связь самая прямая.

Верующие, вкушая сочиво в Сочельник, за день до Рождества, вспоминают, что младенец Христос родился для того, чтобы потом умереть страшной смертью на Кресте, чтобы спасти человеческий род от рабства греху, сойти в ад и победить его и тем самым освободить человечество от рабства греху.

Рождество Христово в Священном Писании

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки: «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:4-7). После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела. Также Богомладенцу пришли поклониться волхвы, то есть мудрецы. Согласно евангелисту Матфею, на небе им была явлена чудесная звезда, которая и привела их к младенцу Иисусу. Волхвы преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну (Мф.2:1-11). Узнав о рождении Мессии, Ирод, царь Иудеи, побоялся, что потеряет свою власть и могущество, и поэтому приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасен от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода. (Мф.2:16).

Обрезание Господне

14 января, на восьмой день после Своего Рождества, Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10 — 14; Лев. 12, 3). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк. 1, 31 — 33; Лк. 2, 21). По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол. 2, 11 — 12).

Как ветхозаветный плотский человек обрезывал чувственную свою плоть, так новый духовный человек должен обрезывать душевные страсти: ярость, гнев, зависть, гордость, нечистые желания и другие грехи и греховные вожделения.

Праздник Богоявления, или Крещения Господня

19 января Церковь празднует Крещение Господне. Этот праздник также называют Богоявлением, потому что в Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 — 17; Мк. 1, 9 — 11; Лк. 3, 21 — 22), то есть Бог явил Себя. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и тени смертней» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

В древней церкви был обычай крестить оглашенных, то есть подготовленных к Таинству Святого Крещения людей, в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

В Русской православной церкви в день праздника Богоявления, или Крещения, 18 и 19 января совершается Великое освящение воды. По традиции 19 января освящение проводится в открытых водоемах (реках, озерах) в специально устроенной проруби, которую называют «иорданью», в воспоминание крещения Христа в реке Иордане. Существует также традиция купания в «иорданях».

В этом году в Томске архиепископ Томский и Асиновский Ростислав совершит чин Великого освящения воды на Белом озере 19 января в 13.00.

События

6 января, в Сочельник Рождества Христова, томичи могли впервые увидеть роспись стен кафедрального Богоявленского собора, над которой группа иконописцев из Нило-Столобенской пустыни (Тверская епархия) трудилась несколько месяцев. В ближайших выпусках «ДД» будет опубликовано интервью с иконописцем Сергеем Мельником, руководителем группы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 + 19 =