Выбрать надежный ориентир

В апреле во всех школах Томской области начнется преподавание экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включающий ряд модулей: основы православной культуры (ОПК), основы иудаистской культуры, основы исламской культуры, основы буддистской культуры, история мировых религий и основы светской этики.

Досье

Татьяна Анатольевна Костюкова, профессор, доктор педагогических наук. Окончила исторический факультет ТГУ, работала учителем истории и правоведения, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы, затем прошла путь преподавателя высшей школы от должности ассистента до профессора. Защитила докторскую диссертацию по проблеме самоопределения личности в традиционных духовных российских ценностях. В разные годы работала научным консультантом МОУ «Поросинская СОШ Томского района» и гимназии № 56 г. Томска по введению программы духовно-нравственного воспитания и «Основ православной культуры».

– Татьяна Анатольевна, не секрет, что у многих родителей новый экспериментальный курс вызывает настороженность и даже неприятие. Как вы думаете, в чем причина?

– Настороженность вызвана, на мой взгляд, прежде всего незнанием его содержания, опасением, что это реанимация Закона Божьего, преподававшегося в дореволюционной школе. В немалой степени этому способствует не совсем корректное название курса, как бы противопоставляющее светское и религиозное. На самом деле все его модули являются светскими, несущими культурологическое знание подрастающим поколениям. Более того, модуль ОПК представляет несомненный интерес и для представителей всех традиционных культур, в нем исключена какая бы то ни была конфронтационность, критика других конфессий, к ним демонстрируется самое уважительное отношение.

– Сейчас много говорится о том, что курс ОРКСЭ и, в частности, ОПК, носит культурологический, а не религиозный характер. Объясните, пожалуйста, в чем принципиальная разница?

– Культурология, как известно, это наука о теории и истории культуры, первоначально понимаемой как возделывание почвы, ее культивирование. Одной из фундаментальных характеристик культуры является традиция, то есть исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Курс ОПК нацелен на то, чтобы познакомить ребенка с основным фондом представлений, которые были свойственны людям, усвоившим православную культурную традицию. В этом курсе школьники получат информацию о том, во что верят православные христиане, что говорит о человеке, добре и зле, долге и ответственности, милосердии и сострадании православная культура, каков ее символический язык (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), почему семья считается главной ценностью… Никаких духовных практик (молитвы, исповедь, причастие и пр.) в их отношении применено быть не может. Поэтому, на мой взгляд, напрасны все волнения по поводу того, что ребенок, выбравший, например, курс ОПК, будет его слушать с тем же погружением, как если бы ему преподавали курс Закона Божьего, в основе которого напрямую стоит вопрос веры. Таким образом, конституционный принцип светскости образования ни в коем случае не нарушается, здесь совершенно не о чем волноваться. На самом деле прикосновение к религиозным ценностям несет созидание, а не разрушение.

– Как эта информация будет работать? Как ребенок будет использовать эти знания? Как они ему помогут в жизни?

– Получив информацию, дети позже смогут подойти к стадии самоопределения – принимать им эту традицию или не принимать.

Вопрос: как ребенок может употребить эти знания? Религиозные знания находятся в ядре любой культуры, какую бы мы ни взяли. Российскую историю, литературу, искусство трудно понять, а следовательно, принять, не зная их религиозно-культурологических основ. И ознакомившись с ядром культуры, ребенок будет глубже понимать культурное наследие своего народа, преемником которого он является. Он с большим основанием сможет стать, по выражению Николая Бердяева, «зрячим патриотом своего Отечества», сформировать мировоззренческую и ценностную основу своей «Я-концепции», включая в нее нравственные идеалы, воплощенные в образах соотечественников, явивших своей жизнью примеры духовного подвижничества. К предполагаемым личностным результатам следует отнести и развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и подлинной свободе в православии.

– То есть религиозные ценности актуальны? В чем их актуальность?

– Если мы задумаемся о целях образования, то на первый план выходит личностное развитие ребенка, включающее формирование ценностно-смысловых ориентаций, прежде всего принятие и уважение ценностей семьи, иных культур, конфессий, готовность к саморазвитию. В этом смысле новый курс предлагает комплексный ориентир, вбирающий в себя базовые национальные ценности народов, населяющих Россию, необходимый для формирования гражданской идентичности и модели поведения. Прорыв, который привносит новый курс, на мой взгляд, состоит в преодолении существенного недостатка современного образования, состоящего в том, что оно сегодня не обладает достаточными возможностями для консолидации российского общества на основе национальной традиции. Оно ориентировано только на нерелигиозную духовную традицию, что разделяет атеистов и других граждан, принимающих идеалы той или иной традиционной религии. В содержании общего образования размыты духовные идеалы, нравственные ценности, моральные нормы, которые предельно конкретизирует вводимый курс.

Понятие нравственности всегда базировалось на религиозных ценностях, и можно только приветствовать, что сегодня они наконец входят в образовательную среду. **

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 − 2 =