Шашечки наголо

Принесет ли пользу областной закон, регламентирующий работу такси?

 

Закон «О требованиях к перевозкам пассажиров легковыми такси на территории Томской области» приняла Госдума ТО в прошлый четверг. Для таксопарков он вводит ряд дополнительных требований и ограничений. Но на вопрос, окажется ли этот закон полезным, эксперты «ТВ» пока не находят единого ответа.

По статистике ГИБДД, в 2009 году в области выявлено более 52 тыс. нарушений правил дорожного движения, совершенных водителями легковых такси.

О массовых и серьезных нарушениях свидетельствуют и итоги проверки томских таксопарков, которую сейчас завершает Управление государственного автодорожного надзора по Томской области (УГАДН). Водители с просроченными правами и вообще без них. Нарушение трудового законодательства и уклонение от уплаты налогов. Отсутствие предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей и обязательных инструктажей. Не организованы ежедневный технический контроль, своевременный ремонт машин. Автомобили с просроченным техосмотром. И так далее.

– И это – лучшие! – подчеркивает Иван Бубеннов, зам. начальника УГАДН по ТО.

В чем дело?

В России действует немало законов и инструкций, регламентирующих работу такси. Но в реальности эта деятельность фактически оказалась неподконтрольной. Так, после выхода ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» УГАДН может проводить проверки лишь в плановом порядке – раз в три года. При этом управлению трудно выполнить этот план: на 22 сотрудников – около 8 тысяч субъектов автотранспорта и дорожного хозяйства.

Нет рычагов воздействия и у ГИБДД. Инспектор может оштрафовать водителя за нарушение правил дорожного движения, но при этом не имеет права запретить ему дальше перевозить пассажиров.

В стороне остается и мэрия Томска: муниципальная власть по уставу города обеспечивает решение вопросов, связанных с транспортом общего пользования – автобусами, троллейбусами, трамваями. Такси из этого ряда выпадает.

Наконец, если таксопарки можно проверить хоть раз в три года, то работу так называемых бомбил, бордюрщиков вообще невозможно проконтролировать. В 2005-м в России отменили обязательное лицензирование такси – заниматься частными перевозками может любой индивидуальный предприниматель. А если лицензия не требуется, то и отобрать ее невозможно.

– На бордюрах работают те, кого не берут в фирмы – они могут быть неадекватны, некомпетентны. Ездить с ними небезопасно. А все заказы, поступившие в крупные таксопарки, фиксируются, – говорят представители таксопарков.

Другие правила

Областная администрация и Дума попытались заполнить вакуум контроля. Принятый на прошлой неделе закон вводит новые требования к перевозкам легковыми такси.

Например, водитель такси должен иметь стаж не менее трех лет, срок эксплуатации автомобиля не должен превышать 8 лет, запрещается выезд на линию водителей без медицинского осмотра, а также находящихся в болезненном или утомленном состоянии и т.д. За нарушение всех этих требований – весьма серьезные штрафы.

Насколько закон окажется эффективен – пока вопрос. Ведь во время его длительного и весьма бурного обсуждения были высказаны самые разные оценки.

Например, в ГИБДД уверены: закон принесет пользу: под угрозой штрафов таксофирмы и индивидуальные предприниматели будут мотивированы на оказание качественных услуг. (Кстати, сейчас крупные таксопарки Томска совместно с УГАДН пытаются сделать рынок пассажироперевозок более цивилизованным. В последний месяц каждый четверг в управлении – урок «таксограмотности». Представители таксопарков знакомятся с новыми нормами и правилами, стремятся привести рабочую документацию в порядок).

А вот руководители таксопарков говорят, что одними запретами проблему не решить:

– Проблема в бордюрщиках, а закон касается только нас. Во-вторых, нам не идут навстречу с выделением земли для строительства контрольно-пропускных пунктов, необходимых для выпуска машин на линию. В городе нет официальных парковок – мест посадки и высадки пассажиров. Никто из властей не делает попытки разобраться со «злачными местами», облюбованными бомбилами. Мы считаем, что именно эти вопросы, а не изобретение новых норм и запретов, требуют немедленного решения.

Анна Баянова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + двадцать =