Безопасность по сходной цене

Почему кондуктор в маршрутке – дорогое удовольствие?

 Маршрутный автобус № 12 сбил супружескую пару. Женщина скончалась на месте, мужчина с тяжелыми травмами доставлен в больницу. Трагедия произошла 7 марта на пересечении пр. Ленина и пер. Островского. По словам водителя маршрутки, он не сразу заметил на дороге людей – отвлекся, рассчитывая пассажиров.

Случай, когда под колеса маршруток попадают прохожие, в этом году в Томске не первый: по статистике на 10 марта, погиб один, ранено четверо человек. Всего же за первые месяцы 2010-го в городе зафиксировано 212 ДТП с участием маршрутных автобусов. (Только за 8 марта из 495 нарушений правил дорожного движения 59 пришлись на водителей ПАЗов). Причины разные: несоответствие скорости конкретным условиям движения, нарушение правил маневрирования, несоблюдение безопасной дистанции… И вот теперь водитель отвлекается на расчет пассажиров.

Почему в салоне не было кондуктора, а правило «с водителем во время движения разговаривать запрещается» в коммерческом транспорте не действует?

ФЗ как кость в горле

– Администрация Томска постоянно выступает с требованием обеспечить безопасность пассажирских перевозок, – говорит председатель городского комитета по транспорту Николай Клокотин. – Но мы наталкиваемся на настоящее противодействие со стороны федерального законодательства. Согласно ему, маршрутник не обязан ездить с кондуктором. Значит, и мы на местном уровне не можем вынудить его, применяя штрафные санкции. Необходим ясный ФЗ, четко регламентирующий взаимоотношения с водителями. И такой документ лежит в Госдуме РФ с 2007 года – принят в первом чтении. Но ни второго, ни третьего чтения мы почему-то так и не дождались.

Народ не может, водители не хотят

– На всех собраниях я пытаюсь убедить водителей – кондуктора нужны, – присоединяется председатель независимого профсоюза предпринимателей Томской области Александр Остроушко и уточняет: – Сейчас у частных перевозчиков примерно треть полных экипажей. Почему? Все упирается в низкий тариф. Даже с учетом 12 рублей за проезд мы не можем подняться до уровня оплаты труда маршрутников 2003–2005 годов. Цена проезда должна быть минимум 20 рублей. Другое дело, что население не в состоянии платить такие деньги. А водители не хотят работать с кондукторами, потому что это – их зарплаты…

Кстати, зарплат в привычном понимании у водителей маршруток нет, добавляет Остроушко. Практика такова: сделай хозяину автобуса дневной план, а потом можешь трудиться на свой карман. И на карман кондуктора. (Оплата последнего – 300–350 рублей в день).

– А еще каждый водитель должен работать не более 8 часов в смену: начал в 6 утра – сменился в 14.00; начал в 14.00 – ушел в 10 вечера. Но этот режим не соблюдается – не хватает сменщиков: из-за низких зарплат люди не хотят в этот бизнес идти, – обостряет проблему Остроушко. – В конце концов, водители экономят на отдыхе, на ремонте, на сменщике, на кондукторе… А мы не можем поднять требования безопасности пассажирских перевозок до должного уровня.

Реальное лишение свободы

…Стаж водителя, совершившего 7 марта наезд на супружескую пару, около 15 лет. Установлено, что пострадавшие шли по пешеходному переходу. Машины в первом ряду остановились, а автобус из второго ряда так и продолжал движение, хотя по ПДД водитель должен тормозить, увидев, что соседние автомобили замедляют ход.

Вчера, 10 марта, в специализированном следственном отделении по расследованию ДТП в Томске СУ при УВД ТО решался вопрос о возбуждении в отношении водителя маршрутки уголовного дела по ст. 264 ч. 3 («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека»).

– Не так давно по этой статье к реальному лишению свободы привлечены двое водителей: оба насмерть сбили мужчин на пешеходных переходах, – замечает начальник отдела Маргарита Мешкова. – В обоих случаях ситуации были аналогичны той, в которой оказался маршрутный ПАЗ: игнорирование остановки машин в первом ряду перед пешеходным переходом.

Обратная связь

Сбить женщину на переходе – две тысячи рублей?

Пишу в вашу газету, так как в Северске найти ответов не удалось. Полтора года назад, в октябре 2008 года, мою тещу Любовь Михайловну на пешеходном переходе сбила машина. Рядом с нею в тот момент была моя жена, находившаяся на восьмом месяце беременности. Видимо, Любовь Михайловна просто приняла удар на себя, заслонив беременную дочь от «Тойоты».

Водитель отвез их с места происшествия в приемный покой, где обеим оказали первую медицинскую помощь. Туда же приехали и инспекторы ГИБДД, чтобы составить протокол. Оказалось, что у тещи перелом руки и поврежден коленный сустав. Комиссия определила, что степень причинения вреда здоровью тяжелая, поэтому дело направили в суд.

Суд шел долго, медэксперты неоднократно вызывались, чтобы подтвердить свои выводы. Адвокаты водителя настаивали на том, что повреждения не являются тяжелыми. Документы направлялись на повторную экспертизу в Новосибирск и Москву, и в итоге переломы действительно отнесли к средней степени тяжести. На этом основании суд был прекращен. Дело рассматривал инспектор ГИБДД и вынес постановление: штраф водителю «Тойоты» 2 тыс. рублей. Нас, потерпевшую сторону, в ГИБДД пригласили только расписаться в уведомлении. Был подан иск в арбитражный суд и Томска, и Северска. Но все безрезультатно – дело осталось без изменений.

Разъясните мне по-человечески: если водитель пересек двойную сплошную или повернул в неположенном месте – его сразу лишают прав на четыре месяца, а здесь он совершил наезд на человека и отделался двумя тысячами штрафа?! Моя теща – человек уже в возрасте, эти переломы ей будут аукаться еще очень долго. Не считая того, что она более трех месяцев провела на больничном, не встречала дочь из роддома и переживала страшно за рождение внука. А моя жена из-за стресса, полученного в момент аварии, не смогла нормально доходить беременность. Ладно бы виновный водитель как-то сопереживал, помогал. Но мы этого не ощутили. Довез до больницы – и все.

Константин Изместьев, Северск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + 15 =