Педагоги духовного профиля

Нередко журналистов называют «дилетантами широкого профиля», потому что им приходится писать на множество разнообразных и малознакомых тем. Священников же, которые призваны показывать человеку путь к Богу, в каком-то смысле можно назвать «педагогами духовного профиля». Ведь к ним приходят самые разные люди: старики и дети, ученые и простые рабочие, богатые и бедные, холостяки и счастливые отцы семейства. Профессор Татьяна Анатольевна Костюкова убеждена, что в этом служении пастырям весьма пригодится знание основ педагогики. Она рассказала «ДД» о своей программе по данному предмету для духовных учебных заведений России.

– Татьяна Анатольевна, как получилось, что вы стали заниматься разработкой программы по педагогике для духовной школы?

– В течение многих лет я наблюдаю разные поколения студентов, и мне представляется крайне важным самоопределение будущих профессионалов, кем бы они ни были – «физиками» или «лириками», православными или мусульманами, – в традиционных духовных ценностях. Очень важно, чтобы у специалиста был духовный стержень! Он придаст его делу более глубокое измерение, а соответственно, позволит достичь более высокого результата. Научной разработкой этого очень ответственного направления занимается Институт развития образовательных систем Российской академии образования. Мне кажется необходимым объединение в этом усилий педагогической общественности, преподавателей вузов и представителей традиционных конфессий, в частности Русской Православной Церкви. Однако сегодня ни общество, ни институт образования, да и сами священники, за редким исключением, не вполне готовы к открытому цивилизованному диалогу. Именно поэтому крайне важно ввести в образовательную программу духовных семинарий такой предмет, как педагогика. Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав, ректор Томской духовной семинарии, предложил нам с профессором И.П. Элентухом заняться разработкой программы по педагогике. В марте я представила данную программу на экспертно-аналитическом семинаре в Московской духовной академии. Также свои программы представили еще трое экспертов из Москвы и Санкт-Петербурга. В результате начатой работы должна получиться единая для всех российских духовных учебных заведений программа по педагогике.

– На какие вызовы сегодня призвана ответить система российского духовного образования?

– Церковь возрождается: завершается период восстановления храмов и монастырей, создания инфраструктуры и начинается новый период выстраивания и развития диалога с обществом. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, выступая на праздновании годовщины интронизации, призвал пастырей перейти от «реализации списка мероприятий» к реальной ежедневной работе с людьми. То есть, по сути, патриарх призвал священников к тому, чтобы они более активно выходили за ограду храма, шли в народ. Духовное образование, как и вузовское, призвано отвечать вызовам времени. Именно поэтому на уровне высшего церковного управления было решено ввести в программу семинарий два новых предмета – педагогику и психологию.

– Расскажите о содержании учебной программы, которую вы представили в МДА. Каковы цели и задачи, какими знаниями, умениями и навыками будут обладать студенты, прослушавшие этот курс?

– На мой взгляд, курс должен быть ориентирован на практическую деятельность священника. Программа, которую я представляла в МДА, имеет несколько модулей. Историко-педагогический, в котором изучается генезис и развитие института воспитания. Теоретический, где изучается методологическая база, понятийный аппарат педагогики. А также модули, посвященные организации деятельности воскресной школы; социальной работе прихода (служение в тюрьмах, помощь старикам, инвалидам, поддержка сирот и многое другое); работе с семьей; работе с молодежью; взаимодействию с государственными учебными заведениями, общественными организациями.

Мне кажется целесообразным сделать курс сквозным – со второго по пятый год обучения. Это позволит чередовать модули теоретического и практического содержания. Например, осенний семестр – теория, весенний – практика в воскресных школах, загородных лагерях, беседы в светских образовательных учреждениях разного типа. На пятом курсе студенты должны выполнить проектно-исследовательское задание.

– Все это очень напоминает модульно-рейтинговую систему, действующую в вузах, которые ввели двухуровневое образование – бакалавриат и магистратуру, как того требует Болонский процесс…

– Это действительно так. И связано с тем, что патриарх Кирилл считает, что система духовного образования в России должна также быть двухуровневой. Если вся система отечественного образования входит в Болонский процесс, то давайте пользоваться принятыми терминами и мыслить теми же категориями. Духовное образование не должно находиться в какой-то резервации. Сразу всю систему переделать невозможно, но новые программы лучше строить по-новому. Так, на экспертно-аналитическом семинаре в МДА было принято решение, что в программе по педагогике будет четыре модуля. Когда она будет утверждена, сказать пока сложно, работа над программой продолжается.

– А сейчас в ТДС проходят занятия по педагогике?

– В этом году в ТДС ввели пробный курс педагогики, максимально ориентированный на практику. Студенты посещают занятия в образовательных учреждениях, анализируют увиденное, делают выводы. Очень важно, чтобы у них сформировалось адекватное представление о современной системе образования и о той роли, которую она играет в становлении поколения, формировании его ценностей. Наша цель – включить в их еще только формирующийся пастырский кругозор проблемы духовного сопровождения и социально-педагогической поддержки человека.

– Как знания по данному предмету могут пригодиться в пастырской практике?

– Священник – это педагог в духовном смысле. Он путеводительствует человека, помогает ему не утонуть в бушующем житейском море, свидетельствуя о высокой Евангельской Истине. При этом он должен обладать личностно ориентированным подходом к каждому конкретному человеку. Первокласснику, у которого проблемы с Марьей Ивановной и одноклассниками, или пенсионеру, о котором забыли близкие. Студенту, который только выбирает жизненный путь, или состоявшемуся профессору.

Педагогические знания могут применяться очень широко. Например, пятикурсники ТДС в этом году в рамках пилотного курса будут защищать проекты, связанные со служением глухим и слабослышащим людям, миссионерской деятельностью в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, возрождением русских традиционных игр, работой с многодетными семьями. На втором курсе, где только началось преподавание предмета, ребята пишут курсовые: «Христианский взгляд на воспитание нестяжательства», «Христианство о святости брака и девства», «Воспитательное значение православных праздников» и др. С этими темами можно выходить на духовно-исторические образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения, которые традиционно в двадцатый раз пройдут в мае в нашем городе, служа диалоговой площадкой Церкви, общества и государства.

 

Диакон Роман Штаудингер, клирик томского храма во имя Святого Александра Невского, с детьми в лагере «Скиния» (лето 2009 года). По его словам, с каждым годом число желающих отправить детей в палаточный православный лагерь растет. И среди них не только верующие семьи.

Церковь возрождается: завершается период восстановления храмов и монастырей, создания инфраструктуры и начинается период роста церковного самосознания, выстраивания и развития диалога с обществом.

Священник – это педагог в широком смысле. Он сопровождает человека, помогает ему не утонуть в бушующем житейском море, свидетельствуя о высокой Евангельской Истине и призвании каждого из нас к спасению и вечной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − семнадцать =