Музей за «колючкой»

Узнать о жизни за высоким забором теперь может каждый томич

По обе стороны баррикад

Первоначально музей ФБУ ИК-4 планировали открыть непосредственно на территории колонии. Собрали стенды, экспонаты – и… передумали: все это должно быть доступно обычным посетителям. И не ошиблись – музей сразу вызвал интерес у томичей. В администрацию колонии уже звонили «гражданские» лица с просьбой организовать экскурсию.

– Сегодня о нашей системе говорится много негативного, – начинает рассказ об экспозиции замначальника колонии по кадрам и воспитательной работе Дмитрий Твердохлебов, – на мой взгляд, такое впечатление насаждается искусственно, его необходимо ломать… На протяжении веков тюрьма выполняет одни и те же задачи – изоляция изуверов, негодяев от законопослушных граждан. При этом их надо одеть, накормить, обеспечить работой, пресечь правонарушения, преступления, побеги – и выпустить на свободу более или менее исправившимися.

Непростой истории исправительных учреждений с дореволюционного периода до наших дней посвящены стенды, документы и реальные вещи, связанные с жизнью колоний.

Здесь можно увидеть и подлинные воспоминания.

Осужденные Штирлиц и Китаец, старожилы колонии, поделились своими наблюдениями о многолетнем существовании за колючкой. «Наиболее серьезным нарушением считался отказ от работы. За это однозначно водворяли в ШИЗО. Очень развита была игра в карты. Проигрывали квартиры, машины. Игру контролировали «смотрящие», они устанавливали правила игры, суммы денег, которые можно было проиграть за один «заход». Они же могли запретить кому-нибудь из осужденных играть. Но в то же время могли нарочно втянуть в игру состоятельного человека. Многие осужденные имели заточки. Тогда меньше, чем теперь, осужденные ругались матом – за неосторожное слово можно было серьезно ответить…»

Возвращение «Аленушки»

Трогательный экспонат предоставила музею колония № 1. Это копия васнецовской «Аленушки», написанная в одном из томских исправительных учреждений в 1955 году. Вместо классического холста — зэковская простыня. Осужденный подарил эту «Аленушку» своей невесте. Вышел, женился. Родились дети. И так случилось, что внук этого художника тоже попал в колонию. Парень талантливо рисовал: то открытку по заказу, то «марочку» (тряпочку с картинкой, которую можно использовать как платок, салфетку или послать любимой девушке).

Узнав о тюремном самородке, Твердохлебов принес ему объемный самоучитель по рисованию. Парень его освоил и стал одним из лучших художников, творивших за колючей проволокой. Молодого человека навещала бабушка. Незадолго до условно-досрочного освобождения внука она принесла ему картину, когда-то нарисованную дедом. Так «Аленушка» снова вернулась в колонию…

Есть в музее и другие произведения, сделанные руками заключенных, – резные картины, макет парусника, журнальный столик с подсветкой. Есть и совершенно особенный экспонат – изготовленный в зоне самиздат «Воспоминания Светланы Аллилуевой». Как попал за решетку текст, кто из зэков корпел за пишущей машинкой – тайна, покрытая мраком. Об этом Твердохлебов только догадывается…

Отдельная витрина посвящена вещам исключительно утилитарным, предметам первой необходимости зэка: склейка из сигарет для проноса в колонию сотового телефона с воли; разборная деревянная ложка с заточкой внутри; машинка для нанесения татуировок из электробритвы, «птюшник» (оружие, японский сюррикен отдыхает), карты, инструменты для изготовления коронок, заготовка для ножа.

Впрочем, здесь выставлены не только предметы, связанные с осужденными. В соседней витрине представлены книги, написанные сотрудниками колонии, напротив – Красное знамя учреждения, переходящий вымпел, бюстик Ленина, «История ВКПБ». Свидетели и символы ушедшей эпохи.

…и план подкопа имеется!

И хотя в музее уже есть на что посмотреть, экспозиции будут видоизменяться и дополняться. Дмитрий Твердохлебов надеется, что ветераны колонии, бывшие родственники и сотрудники обязательно принесут сюда связанные с исправительным учреждением вещи и фотографии. Отдельное направление работы – архив Томской области. Вот где надо порыться! Твердохлебов помнит, как в 1998 году на выставке, посвященной 121-летию УИС, был представлен уникальнейший экспонат: план подкопа. (Относится к восьмидесятым годам девятнадцатого века).

– Нарисован идеально, – восхищается замначальника по кадрам и воспитательной работе. – Тоненьким пером, цветными чернилами, подписи – каллиграфическим почерком. Подкоп был сделан заключенными из кухни Томского губернского замка (ныне 10-й корпус ТПУ). Начинался он в топке очага, шел под фундаментом и уходил за ограждение. Выход располагался в одном из сарайчиков. Сидельцы использовали подземный ход для свиданий и для проноса в замок запрещенных предметов.

Копии такого плана и других документов могли бы по праву занять свое место в тюремном музее.

 

Ножные кандалы, которые были найдены по соседству с Томским губернским тюремным замком, на территории нынешнего ТЭМЗа. Полный комплект состоял из ручных и ножных кандалов, а также кожаной «сбруи», которая поддерживала железо.

  

Копию васнецовской «Алёнушки» представила музею колония№1. Картина наисана в одном из томских исправительных учреждений в 1955г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 − семь =