«Да радуется весь мир!»

Как Томск Светлое Христово воскресенье встретил

Пасха – это праздник торжествующей жизни, охватывающий всех и вся, от млада до велика. Бедный и богатый, стар и млад, ученый и простой рабочий равны перед смертью. Но точно так же все мы равны и перед Жизнью, вечным торжествующим Воскресением Христовым. Пасху можно праздновать по-разному. Но всех верующих объединяет одно: радость о воскресшем Христе. Он пострадал за каждого из нас, чтобы все мы без исключения смогли жить блаженной вечной жизнью.

Праздник – значит встреча

Дети на ночном Пасхальном богослужении – не редкость. Как они воспринимают этот праздник, что для них главное?

– Не нужно идеализировать поведение ребенка в храме и думать, что он стоит на протяжении всей службы по струнке около подсвечника с корзинкой в руках и ждет, когда наконец-то можно будет скушать крашеное яичко. На самом деле все совсем по-другому, – рассказывают диакон Роман Штаудингер, клирик томского храма во имя Святого благоверного князя Александра Невского, и матушка Анна Штаудингер. – Ребенок, как только вы его приведете в храм, обязательно побежит к другим детям. Скучковавшись все вместе, они обязательно заберутся всей гурьбой куда-нибудь, например, под стол… Для ребенка праздник – это прежде всего встреча с другими детьми. Они просто счастливы, что ночью можно не спать, а пойти вместе со взрослыми в храм. Конечно, дети не понимают содержания службы. Но в Пасхальную ночь взрослые буквально кричат «Христос воскресе!», и детей захватывает эта волна всеобщей радости и ликования о воскресшем Христе, Спасителе мира. Очень важно родителям выбирать храм, куда приводят других детей, чтобы они могли сдружиться.

«Радость неизреченная»

Богородице-Алексиевский монастырь. Насельники встречают Пасху в молитве.

– Праздничных дней, отмечаемых Православной Церковью, установлено довольно много, – рассказывает иеродиакон Паисий (Одышев), насельник томского Богородице-Алексиевского монастыря. – Даже при беглом взгляде на церковный календарь это сразу заметно – там даже великих праздников больше, чем месяцев в году. В обывательском понимании праздник – это повод отдохнуть и расслабиться. Но в Православии особые дни установлены с совсем иной целью. Каждый церковный праздник содержит в себе какую-то тайну и позволяет душе человека приобщиться к ней. Пасха же именуется «праздником праздников и торжеством торжеств». И она приобщает нас к величайшей из всех тайн – Крестной смерти Господа Иисуса Христа и Его Воскресению. Но, разумеется, это происходит не автоматически. От человека требуется труд – и прежде всего молитвенный. Необходимо вначале прочувствовать сердцем Крест Спасителя как образ Его предельной жертвенной любви. И как Он не пожалел Себя ради нас, так и нам не надо жалеть сил и времени для служения Богу и помощи ближнему. И так мы сможем приготовиться к тому, чтобы воспринять душой и Воскресение Господа, и возрадоваться вместе с Ним «радостью неизреченною».

Свободная воля

Яркое солнце. Ясное небо. Поющие люди. Зажженные свечи в руках. Возглас «Христос воскресе!» Белый голубь выпорхнул из рук и, провожаемый взглядами, уселся на карнизе томского кафедрального Богоявленского собора. На этой неделе в среду, 7 апреля, Церковь отмечала Благовещение Пресвятой Богородицы, один из главных праздников. В этот день по древней русской традиции после Литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Эта традиция наполнена глубоким смыслом: птицы уже не в клетке, а на свободе, так же и в нашей свободной воле – поиск Царствия Божия. Обычай выпускать на волю птиц на Благовещение был возрожден в России в 1995 году и теперь совершается во многих храмах. В этом году и Томск не стал исключением.

«Великдень» в Горсаду

4 апреля в Городском саду арт-проект «Васильев вечер» представил программу «Великдень», в которой были представлены народные традиции празднования Пасхи – обычаи и обряды Томской губернии и всей Сибири.

 

– «Великдень» означает «Пасха», «Паска», «Христов день», – рассказывает научный консультант по этнографии и краеведению, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации Томского политехнического университета Даниил Крапчунов. – Это самый торжественный и радостный христианский праздник. Он символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни и бессмертия над смертью, добра и света над злом и тьмой. К Пасхе – главному празднику русского календаря – в народной традиции относились очень трепетно. Рано утром девушки в красных пасхальных нарядах собирались на горе близ селения и заводили хороводы, которые сменялись один другим. За хороводами следовали пляски и весенние игры. Пасхальные гуляния продолжались до самой Троицы. По улицам, дворам, перелескам от деревни к деревне ходили волочебники, оглашая округу пасхальным приветствием «Христос Воскрес!»

Тайна жизни

Студенты томских вузов поздравляют с Пасхой Христовой владыку Ростислава.

– В молодости есть тайна, – говорит аспирант факультета психологии Томского госуниверситета Алексей Немцев. – Молодость скрывает много таинственного, в первую очередь для нас самих: мы не знаем, какое из наших дел окажется нашим призванием; не знаем, кто из наших ближних уедет за тридевять земель и с кем нас будут соединять только Skype и молитва, а кто (на удивление) окажется ближайшим другом на всю жизнь. Есть еще большая тайна – мы не знаем самих себя: на что способны, а на что нет, и какими людьми в конце концов станем. Но Христос воскресает, разрушая власть смерти, побеждая этого «последнего врага», и наша тайна освещается светом Его Воскресения. Она не отменена, ее покров не сорван, нам еще предстоит ее разгадывать, но все же многое становится яснее. Пасха Господня – это уверение: что бы ни случилось в жизни, мы можем пройти предстоящий нам путь достойно. Пасха – уверение в том, что мы можем сохранить верность нашим друзьям, уважение к родителям, любовь к детям. Пасха – обещание того, что мы можем сохранить веселие молодости на всю жизнь и даже после смерти… Христос Воскресе!

Ликующий «спрятанный мир»

Пасха в Шегарском психоневрологическом интернате (ШПИ).

– Мы встречаем Пасху в кругу общины, «семьи церковной», – рассказывают иерей Александр Печуркин, настоятель часовни во имя Святителя Николая в ШПИ, и матушка Надежда Печуркина.– Пасха – это праздник подлинного сроднения Бога с людьми. Бог стал родным нам: Он стал человеком, прожил трудную человеческую судьбу, с радостью, болью и смертельной трагичностью. Но Он явил Свою любовь, которая сильнее смерти. Иисус Христос воскрес из мертвых. Люди, принявшие Его, могут принимать и своих ближних такими, какие они есть. У каждого человека в ШПИ, как и у каждого из нас, свой внутренний, спрятанный мир, в котором есть место и боли, и радости… Мы воспринимаем общение с подопечными интерната не столько как долг перед страдающим человеком, сколько трудный, но радостный дар сближения с чужой судьбой. Пасха – это радость о том, что в Боге все люди могут быть родными.

«ДД» благодарит игумена Силуана (Вьюрова), настоятеля Богородице-Алексиевского монастыря, и братию обители за содействие в подготовке публикации.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × два =