Железно инновационные

«Томскнефть» ВНК внедряет новые технологии в расчете на скорый экономический эффект

 Значительную часть инвестиционных вложений на 2010 год ОАО «Томскнефть» ВНК планирует направить на развитие производства. Речь идет не только о строительстве новых объектов (в 2010 году будет сдан южный участок Крапивинского месторождения), но и о модернизации на участках, работающих не один десяток лет. Ставка сделана на внедрение современных технологий и материалов – от их использования в компании ожидают получить значительный экономический эффект.

 

– Инновации играют важную роль, – говорит Андрей Провоторов, главный инженер ОАО «Томскнефть» ВНК. – Однако для нас это применение не только новых технологий и оборудования, но и новых подходов в добыче нефти. Не секрет: когда человек долго работает на производстве, возникает чувство привычки. Поэтому порой даже некоторые старые решения, которые ранее не использовались, привносят в его работу очевидные изменения. Если говорить сугубо о технологиях – то для нас они, в первую очередь, выражены в «железе». Оборудование, материалы, автомобильная, вездеходная техника… Если бы не было чего-то нового, мы бы стояли на месте.

Меньше в ремонт – больше в развитие

«Что-то новое» появляется каждый год. Чтобы отслеживать новинки, «Томскнефть» ВНК активно участвует в отраслевых выставках как на региональном, так и на международном уровне. Такие экспозиции – это, главным образом, возможность перенять опыт. Цель не только познакомиться с технологией, но и выяснить, как она зарекомендовала себя в условиях жесткой эксплуатации на месторождениях, каков эффект от ее применения. Внедрена будет только проверенная разработка.

К примеру, нецелесообразным оказалось использование стеклопластиковой трубы. Она отлично показала себя в регионах с устойчивым грунтом, а в условиях болот томского Севера оказалась почти бесполезной – «гуляет» то вверх, то вниз и вскоре начинает требовать ремонта. Зато компания начала применять трубы с внутренним и внешним антикоррозионным покрытием, которые увеличивают срок службы нефтепровода в два раза. Именно такая труба будет проложена на Крапивинском месторождении.

– Новые материалы значительно увеличивают износостойкость оборудования. Компании-производители дают гарантию от 3 до 5 лет, – говорит Андрей Провоторов. – Современными антикоррозийными составами покрываем резервуары для хранения нефти. В ЦНС, которые используются на установках перекачки, применяем колеса с хромированным покрытием. Использование таких материалов позволяет меньше вкладывать в ремонт, концентрируя внимание на развитии предприятия.

В плане технологий компания активно сотрудничает с целым рядом российских и зарубежных производителей, среди которых «Новомет», Schlumberger. Ряд разработок уже внедрены и активно эксплуатируются.

– Например, мы начали использовать центробежные насосы производства «Новомет», предназначенные для закачки воды в пласт, и они отлично себя зарекомендовали, – поясняет Провоторов.

Немалое внимание «Томскнефть» ВНК уделяет и применению современных ИТ-технологий. Так, цифровой формат обрели сводки по работе месторождений: всю информацию главный инженер получает на свой мобильный телефон с помощью SMS каждые два часа.

– Новая для нас тема – вывод данных с УПСВ, ДНС об уровне жидкости в резервуарах непосредственно на компьютер оператора на объекте и на компьютер в моем кабинете. То есть мы в режиме онлайн получаем одну и ту же информацию, – говорит Андрей Провоторов. – Наши специалисты уже разработали такую программу, сегодня она используется на части объектов.

Все дело в подходе

Помимо внедрения нового оборудования, материалов, компания широко использует новые методы разработки месторождений. Меняется подход – и особенно в части работ по интенсификации притока нефти к стволу скважин.

– В советское время считалось, что гидроразрывы пластов необходимо применять лишь на последней стадии освоения месторождения, – поясняет Андрей Провоторов. – Однако зарубежный опыт говорит об обратном: ГРП эффективнее проводить на новых скважинах, это позволяет сразу добиться максимальной отдачи. Несколько лет назад мы начали использовать этот метод. Кстати, и тут не обходится без новых технологий. Если раньше ГРП проводился с помощью морского песка, то сейчас применяется пропант – как простой, так и самозакрепляющийся. Он позволяет дольше удерживать трещины в пластах, что обеспечивает лучший приток нефти в скважине. На месторождениях сегодня работают два флота ГРП, каждый проводит 12–15 гидроразрывов ежемесячно.

Еще одно новшество в подходах к работе на месторождениях – схема проката установок. «Томскнефть» ВНК стала первой компанией в регионе, полностью перешедшей на такую схему.

– Раньше мы старались работать с одной сервисной компанией, которая занималась эксплуатацией и обслуживанием оборудования, находящегося у нас в собственности. Тратили колоссальные деньги на ремонт, – рассказывает Провоторов. – Схема проката предполагает, что все оборудование принадлежит подрядчику. В договоре он указывает гарантийный срок работы станков, и если поломка произошла в этот период, все расходы по ремонту берет на себя. Это организует подрядчика, он становится более добросовестным. На Крапивинском, Двуреченском, Лесмуровском, Западно-Моисеевском месторождениях работает Schlumberger, там стоят импортные насосы. На Вахе, Советском месторождении – «Новомет». Всего у нас три подрядчика, у них здоровая конкуренция, что, разумеется, дает свой эффект.

Премия за рационализаторство

Использование новых технологий – если речь идет не о модернизации парка оборудования – обычно закладывается уже на стадии разработки проекта по обустройству месторождения или отдельного куста. Подготовкой программ геологоразведочных работ, подсчетом запасов, созданием проектно-сметной документации на разработку месторождений, проведением инженерных изысканий, разработкой проектов на строительство скважин, подготовкой экологических документов, лабораторными исследованиями занимается институт ТомскНИПИнефть. Именно его специалисты, постоянно контактируя с сотрудниками «Томскнефти» ВНК, вносят предложение по внедрению в производство конкретной инновации.

– Под их же контролем идет и сам процесс разработки, – говорит Андрей Провоторов. – К примеру, когда начинается разбуривание, в этом обязательно участвуют сотрудники института. Они отслеживают как соблюдение технологических процессов, так и их соответствие действующему законодательству.

Пользу компании приносят и традиционные научно-практические конференции молодых специалистов. По их итогам компания берет на вооружение многие ноу-хау.

– В этом году, к примеру, большинство докладов были основаны на опыте внедрения конкретных технологий, – поясняет Андрей Провоторов. – То есть мы сразу могли оценить эффективность того или иного технологического решения. Правда, порой по тем или иным причинам применить технологию на производстве нам не удается. К примеру, в прошлом году на конференции прозвучал замечательный доклад об использовании при осмотре нефтепроводов беспилотников. Это гораздо эффективнее, чем обычные обходчики: беспилотники делают фотоснимки трубы и в режиме реального времени передают на компьютер. Но на деле оказалось, что использовать нам их нельзя: закон не позволяет…

Кроме того, предприятие берет во внимание опыт других нефтяных компаний. Андрей Провоторов заявляет: секретов друг от друга у нефтяников нет. Так, например, широкое применение на месторождениях «Томскнефти» получила технология «Гранит», заимствованная у «Роснефти». Она позволяет с большей эффективностью решать задачи по ликвидации негерметичности колонн.

– Кстати, внести предложение по совершенствованию того или иного технологического процесса может любой сотрудник компании, – добавляет Провоторов. – Удачные рационализаторские идеи поощряются денежными премиями.

 

Андрей Провоторов, главный инженер ОАО «Томскнефть» ВНК: «Если бы не было чего-то нового, мы бы стояли на месте»

 

«Томснефть» ВНК начала применять трубы с внутренним и внешним антикоррозионным покрытием, которые увеличивают срок службы нефтепровода в два раза. Именно такая труба прокладывается сейчас на Крапивинском месторождении

Резервуары для хранения нефти покрываются современными антикоррозийными составами. Использование таких материалов позволяет меньше вкладывать в ремонт, концентрируя внимание на развитии предприятия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + 5 =