Слово власти и власть слова

Политолог Алексей Щербинин о Днях славянской письменности и культуры

Я уже не один год занимаюсь организацией секции по политологии на Кирилло-Мефодиевских чтениях, которые традиционно проходят в мае в рамках государственного праздника – Дней славянской культуры и письменности. Магистральная тема секции – Церковь и государство. Каждый раз она углубляется, детализируется, для рассмотрения выбираются разные аспекты и векторы. В этом году секция будет работать под названием «Слово власти и власть слова». Мы рассмотрим три проблемы: формирование образа политического лидера, возможность развития гражданской и общественной журналистики, дидактические функции государства. Секция пользуется большой популярностью у студентов и преподавателей томских вузов и Томской духовной семинарии. Священники – также частые гости. Я всегда с большим вдохновением занимаюсь подготовкой данного мероприятия, потому что ясно вижу цель, задачу, а главное – результат! Такие встречи, круглые столы, открытые обсуждения животрепещущих вопросов действительно влияют на умы и настроения подрастающего поколения, формируют личностные ценности, профессиональные ориентиры, гражданскую позицию. Все это будет определять действия нашей молодежи завтра.

Кирилло-Мефодиевские чтения задают особый образ мышления, позволяют взглянуть на привычные вещи через призму традиционных отечественных духовных и нравственных ценностей. Не побоюсь сказать, что здесь можно услышать то, что не услышишь в привычной «рабочей» ситуации, в СМИ. Здесь порой звучат не всегда прилизанные, но правдивые вещи. Сегодня студенту, кем бы он ни готовился стать в ближайшем будущем – госслужащим, врачом, журналистом или учителем, почва для формирования мировоззрения необходима как воздух! И отнюдь не для того, чтобы «перевернуть мир», а для того, чтобы сохранить себя, свою нравственность, не погрязнуть в пошлости. В этом отношении Чтения обладают большим педагогическим потенциалом.

Может быть, это прозвучит пафосно, для меня Дни славянской культуры и письменности действительно праздник. Это праздник нашего народа, нашего государства. К сожалению, пока у значительной доли наших соотечественников сегодня весьма поверхностное представление об этой дате и самом первособытии. Многие думают, что смысл праздника сводится к тому, чтобы вспомнить, что когда-то давным-давно братья Кирилл и Мефодий придумали для славян азбуку, научили их писать и читать. Однако все не так просто. Азбука позволила Киевской Руси стать восприемницей великой Византийской культуры, стрежнем которой была христианская вера от апостольских истоков, высокие евангельские нравственные идеалы. Но Русь отнюдь не стала культурной, религиозной провинцией Византии. Азбука позволила нам выковать на основе ее наследия свою великую культуру, стать мировой державой. После падения Византии именно наше Отечество волею судеб идентифицировалось как Третий Рим и заявило о том, что сохранит веру апостольскую, святое православие. Это очень высокая миссия, которая имеет огромное значение не только для нас самих, но и для всего мира. Однако, оторвавшись от смысла данной борьбы, мы забыли это, забыли, кто мы и в чем наше призвание. И сегодня политики бьются в поисках национальной идеи и никак не могут найти. Мы не сможем идти вперед, пока не вспомним, что наши предки, провозгласив Москву Третьим Римом, в общем-то сформулировали национальную идею. Мы должны свидетельствовать о том, что цель жизни человека не ограничивается земным существованием, но есть вечная жизнь, и на земле есть высокие идеалы, в том числе и политические, есть память и смысл. И они так же реальны, как колбаса по два двадцать…

Призвание России – быть светильником веры Христовой для других народов. Выше этой миссии нет и не может быть. Дни славянской культуры и письменности должны напоминать нам именно об этом. А азбука – это только лишь символ, знак самостоятельности и свободы нашего государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × три =