Сегодня очень много говорится о введении в школьную программу нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и в частности модуля «Основы православной культуры». Этот вопрос горячо обсуждают чиновники, политики, представители различных конфессий, родители и педагоги. Но почему-то не слышно голоса самого главного звена – детей. А нужно ли им знание основ православной культуры? Хотят ли они, чтобы в школе им рассказывали об этом? Чтобы восполнить этот пробел, корреспондент «ДД» отправился в МОУ «Поросинская СОШ» Томского района, где вот уже двадцать лет ОПК преподается на протяжении всего срока обучения – с первого по одиннадцатый класс.
Если не хочешь курить, тебя никто не заставит
Егор Романов, 7-й класс, Петровка:
– По понедельникам у нас бывает всешкольное собрание, там много интересного рассказывается. Вообще, когда говорят о Боге – это интересно. После этого ходишь такой тихий, ничего не хочется наперекор делать. Для того чтобы общаться с другими людьми, не обязательно курить, коноплюшку затирать. Просто есть другие общие интересы, например, спорт. И если ты не захочешь, тебя никто не заставит, и если откажешься, презирать за это не будут. И вообще нужно что-то хорошее делать для людей. И не для того, чтобы тебе ответили тем же, а просто так. То есть бескорыстно… После 9-го класса я хочу в город уехать, поступить учиться и стать, например, тренером по баскетболу. Мама только за, что у нас есть ОПК.
Деремся. Но редко
Мартин Саакян, 6-й класс, Кудринка:
– В школе драки бывают. Но редко, раз в месяц. Вообще мне нравится здесь, учителя хорошие. У меня и друзья есть. Мы все друг друга знаем. Много нового узнаем на занятиях по ОПК, как себя вести нужно.
Мой друг пришел к Богу
Максим Незнаев, 9-й класс, Поросино:
– Я учусь в школе с первого класса. Знание ОПК, конечно, помогает в жизни. Хотя неверующие, с кем общаешься, очень часто говорят: да брось ты, это все не так. Они просто не понимают этого… Хотя один мой друг поверил в Бога. Однажды мы пошли с ним в соседнюю деревню, должна была быть драка. Но мы вовремя сообразили, что живыми оттуда не выберемся, и успели уйти. Это Бог нас вывел, помог уйти. Я другу говорю: «Это Господь нам помог». И с тех пор он не сомневается, что Бог есть и помогает, когда мы обращаемся к Нему.
Узнать, как устроен мир
Арсений Миронов, 1-й класс, Зоркальцево:
– Мне кажется, что когда мы беседуем о Боге, мы вникаем в историю создания мира. Еще хорошо, что у нас немного человек в классе, не так жарко.
Религией не очень интересуюсь
Владислав Митюрев, 9-й класс, Поросино:
– Я учусь в Поросино уже год, до этого мы с мамой в Новосибирске жили. Здесь преподавание отличается, уровень выше. Школа мне нравится. Хорошие отношения с ребятами, учителя добрые. Хотя, если честно, религия меня не очень интересует.
Хочу стать физруком и воспитывать детей
Дима Фомин, 7-й класс, Кудринка:
– Мы живем не только для того, чтобы зарабатывать деньги, а чтобы детей родить. Вообще я хочу в деревне остаться. Здесь тоже можно быть физруком, детей воспитывать.
Выбор остается открытым
С 2010 года Томская область наряду с другими 18 регионами России участвует в эксперименте по введению в программу общеобразовательной школы предмета «Основы религиозных культур и светской этики», который включает шесть модулей: «Основы православной культуры», «Основы иудаистской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы светской этики» и «История мировых религий». Родители и дети могут выбрать модуль, по которому хотели бы обучаться. С начала четвертой четверти, то есть с начала апреля, преподавание данного предмета началось в четвертых классах во всех школах региона, и завершится курс в первой четверти следующего учебного года.
Автор учебника «Основы православной культуры» протодиакон Андрей Кураев во время своего последнего визита в Томск заявил, что с большой долей вероятности допускает, что многие родители по итогам четвертой четверти захотят изменить свой первоначальный выбор и отдать ребенка на обучение по другому модулю. «Надо приложить все усилия, чтобы у родителей такая возможность была. Нужно устроить в конце мая «юрьев день», – подчеркнул отец Андрей.
Как сообщили «ДД» ранее в департаменте общего образования администрации Томской области, такая возможность у родителей будет. Специалисты подчеркивают, что «родители должны были решить, по какому модулю будет заниматься ребенок до начала четвертой четверти, однако выбор остается открытым на протяжении всего курса».