Уроки французского

Дух противоречия довел томских школьников до Нормандии

 

Как реагируют современные подростки на словосочетание «военно-патриотическое воспитание»? Известно как: недовольно вздрагивают. А если набившую оскомину тему повернуть в личностный ракурс, да еще и надавить на дух противоречия, свойственный тинейджерам? Ну, например, познакомить с распространенным на Западе мнением, что Вторую мировую войну выиграли США и Великобритания? А Россия, дескать, и рядом не стояла? Что тогда? Правильно: протест и желание разобраться.

 

Экзамен по выбору

 

Ученик 9-го класса 4-й школы Томска Олег Кошеверов в качестве годового итогового экзамена выбрал историю и решил написать реферат на тему «Нормандия – Неман». Мотивация была, с одной стороны, конъюнктурной: в год юбилея Победы военная тематика звучит весьма кстати. С другой – парень занимается в клубе французского языка при Пушкинской библиотеке, и поиск фактов, связанных с участием эскадрильи французских летчиков в боях против фашистской Германии, дает шанс получше усвоить язык. Пафосный и практический мотивы подростка подкрепила и мама, сумевшая найти еще одно обоснование – семейное.

 

Фамильные корни

 

Бибигуль Джолдыбекова, окончившая в свое время ИФ ТГУ, ненавязчиво культивирует в сыне интерес к истории. Не только страны. Но и собственного рода.

– Когда я приехала из Казахстана в Томск, – рассказывает Бибигуль, – меня очень удивило, что многие русские не знают своих предков, не интересуются корнями. У нас это не так. Я, например, знаю историю своего рода до седьмого колена. В семье из поколения в поколение передаются рассказы о предках, бережно хранятся фамильные артефакты. Два моих деда воевали: один погиб в 1943-м под Сталинградом, а похоронка на него пришла 9 мая 1945-го (!), второй встретил Победу в Кенигсберге. Я стараюсь, чтобы Олег тоже уважительно относился к своим корням. История страны – это ведь история отдельных семей и личностей.

Но более всего раззадорил парня рассказ маминой приятельницы из Германии, которая с досадой поделилась своим наблюдением: немецкие школьники убеждены, что победу над Гитлером одержали исключительно Англия и США.

 

«Нормандия – Неман»: томский ракурс

 

Олег начал добросовестно раскапывать тему: прочитал материалы в Интернете, посмотрел фильм «Нормандия – Неман», взял интервью у историка мсье Жака, преподающего французский язык в ТГУ… И неожиданно обнаружил, что в знаменитой эскадрилье служил томич Павел Суглобов. Факт, в принципе известный в Томске, стал для парня открытием. Он встретился с Лилией Галямовой, которая занималась сбором информации о Павле Азаровиче, та дала координаты Надежды Киселевой, бывшей учительницы дочери Суглобова Светланы… Выяснилось, что в Томске живут родственники участника эскадрильи и что похоронен Павел Азарович на Томской земле. Поиск расширялся и требовал привлечения дополнительных сил. Заразившись азартом Олега, к нему присоединился одноклассник Александр Ростов, взявший на себя техническую часть: изготовление видеоролика об эскадрилье и биографии ее томского участника, перевод в сетевой формат собранных материалов.

 

Не из-под палки, а от души

 

Неприятно зацепил ребят тот факт, что наш земляк не числится в списках музея эскадрильи в городке Андалуз. Юноши обратились туда с просьбой восстановить справедливость, однако и тут их ждала скверная новость: из-за финансовых проблем провинциальный музей закрывается, а экспонаты частично передаются в Париж. Впрочем, испытав досаду, Олег и Саша не остановили работу. Они намерены организовать встречу родственников Павла Азаровича, живущих в Томске, и даже бросить клич однофамильцам фронтовика: «Томские Суглобовы, объединяйтесь!» Удивительно, но за действиями Олега и Александра заинтересованно следят одноклассники. И тоже пытаются помогать. Знаете, почему? Да потому что все происходит не по указке взрослых. А от души.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 + девятнадцать =