Что формирует внешний вид Томска?

«Архитектура – это не просто отдельное здание. Это городская среда – образ, который складывается в совокупности»

 

Изменение архитектуры города – дело непростое и небыстрое. Находясь в Томске ежедневно, мы порой не замечаем, как происходит его развитие, и тем более не задумываемся о людях, которые стоят за этим. В областной администрации курированием данных вопросов занимается департамент архитектуры и строительства.

Сейчас в его задачи входит разработка правовых актов в сфере градостроительства, принятие решений об изменении архитектурного облика, а главное – отстаивание интересов общества перед не всегда грамотными посягательствами застройщиков и других коммерческих лиц. В такой работе многое зависит от гражданской и творческой позиции человека, уполномоченного принимать решения. О современной архитектуре города и о той деятельности, которая сейчас ведется, «ТВ» рассказывает главный архитектор области Аркадий Шишкин.

 

– Аркадий Анатольевич, как вы оцениваете архитектурный облик Томска и те изменения, которые в нем происходят?

– Архитектура – это не просто отдельное здание. Данный термин мы должны понимать как городскую среду – тот образ, который складывается в совокупности. Городской ландшафт, структура улиц и площадей, парков, скверов, набережные, благоустройство – вот то, что формирует внешний вид города.

Прогресс в застройке в последние годы очевиден. На данный момент стало появляться много добротных и красивых зданий как жилого, так и общественного назначения. Мы ушли от первых постперестроечных времен, когда была исключительно краснокирпичная архитектура. Сейчас есть различные материалы, их рынок практически безграничен. Это и современные – стекло, металл, керамика, природный камень. И давно знакомые кирпич и дерево. Создано много новых технологий, под ними в первую очередь я подразумеваю каркасное и монолитное строительство. Сегодня мы должны строить быстро, добротно, с применением энергосберегающих технологий. Это требования и нормативов, и самой жизни.

– А архитектура массовой застройки? Насколько серьезные изменения, на ваш взгляд, претерпела она?

– Во-первых, сегодня мы преодолели тот этап, когда, начиная с 1960 годов, в советской архитектуре обозначилась тенденция отхода от периметральной застройки к застройке свободной. В 1970–80-е строились дома, со всех сторон омываемые солнцем и воздухом. С одной стороны в этом нет ничего плохого, но с вводом института стоимости земли эти свободные микрорайоны очень плохо координируются и размежевываются. Поэтому, если говорить о тенденциях, сейчас мы снова возвращаемся к понятию «квартал».

Если оглянуться лет на 15 назад – строительство тогда велось точечно. Сегодня мы практически отказались от этого. Упор делается на комплексную застройку. Причем, помимо жилых домов, в новых микрорайонах строятся детские сады, школы, инженерная инфраструктура и т.д.

– Не могу не спросить о работах по поддержанию и реставрации объектов деревянного зодчества – главного бренда области.

– Здесь работ ведется меньше, чем в предыдущие годы, но они идут на нескольких объектах. Это дома по ул. Вершинина, 12, ул. Красноармейской, 67/1, угол ул. Красноармейской и Герцена, ул. Крылова, 2, «Дом охотника» по ул. Гагарина и другие. Работы выполняют различные строительные организации за счет средств федерального, регионального, местного бюджетов. Кроме того, интереса к деревянной архитектуре не теряют инвесторы.

Еще один важный вопрос – содержание этих домой. Эксплуатация требует особого подхода, ведь дома построены из очень «чуткого» материала, и навешивание оборудования в виде антенн, наружной рекламы, неправильно установленного освещения очень нежелательно. Они не только портят облик, но и разрушают саму конструкцию.

Недавно в Томске состоялось выездное заседание коллегии Министерства культуры РФ, посвященное вопросам культурного наследия. В числе прочего было определено направление, в рамках которого в восстановленных памятниках архитектуры должны размещаться организации, выполняющие общественные функции. В этом случае сохранность объектов выше. Такие примеры, как деревянный дом на ул. Белинского, 19, в котором размещается лицензионный центр, Русско-немецкий центр по ул. Красноармейской, областной Дом приемов по ул. Белинского, показывают, что этот подход наиболее правильный. Ведь в этом случае у дома не несколько собственников, а один хозяин, для которого поддерживать здание в надлежащем состоянии – дело чести.

– В последнее время в прессе много обсуждают проект развития Михайловской рощи. Причем не в самом позитивном ключе…

– Вы правильно сказали «проект», потому что сегодня это лишь концепция: ни застройщик, ни инвестор не определены. Но проект очень значимый и качественный – этому есть объективные доказательства. Он был презентован в Москве на ежегодном международном фестивале «Зодчество–2009». Хорошие отзывы получил и на региональном конкурсе «Золотая капитель» в Новосибирске. Для того чтобы спроектировать этот комплекс, специалисты проектного бюро «Стиль» выполнили «подеревную» съемку территории, максимально сохранили сложившийся природный ландшафт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × три =