Традиции и кодексы

Почему «чужие» в новых городах так и не становятся «своими»

 

Традиции, общепринятые формы отдыха, а также различные праздники помимо основной задачи – помочь горожанам отдохнуть – несут в себе немаловажную социальную функцию.

Примеряя их на себя, горожанин, особенно новичок в этом городе, тем самым вписывается в круг своих новых сограждан. Он перестает быть выходцем из какой-то местности, становится полноценным жителем. Разумеется, в разных странах и городах такая социализация имеет оригинальные формы.

 

Иран

В этом государстве отдохнуть от города можно преимущественно в… городе. Ибо за его пределами – по большей части каменная пустыня, отдых в которой весьма сомнителен. В черте же больших городов много искусственно орошаемых парков. В выходные иранские семьи полным составом выбираются «на природу», то есть в городской парк. В запасе есть все потребное для пикника: разнообразная еда, портативные газовые плитки, набор посуды, ковры в качестве подстилки (разумеется, персидские), мячи, ракетки для бадминтона и т.д. Женщины готовят, мужчины лежат на коврах, молодежь резвится с мячом. Закончив отдыхать, персидская семья все тщательно убирает, поэтому парки отличаются завидной чистотой.

 

Россия

У нас, по-видимому, нет традиции культурного отдыха: места пикников, как правило, завалены бутылками, окурками, консервными банками и бумагой. Хотя кое-какие традиции появляются… Например, молодые пары в Москве навешивают на мосты замки, ключи от которых выбрасывают в реку в знак нерушимости любви (в Томске такой обряд прижился в качестве свадебного). Это «импортная» традиция, пришедшая к нам из Италии со страниц модного гламурного романа Федерико Мочча «Три метра над небом». В некоторых других городах всегда найдется «древо любви», чьи ветки усеивают разноцветные тряпочки – тоже в знак нерушимости…

 

Китай

Здесь люди много работают и мало зарабатывают. Однако у них всегда находятся время и место для массового отдыха. Причем дважды в день. Утренние китайские городские площади похожи, как близнецы: сотни и тысячи людей выполняют комплекс упражнений цигун – древнего боевого искусства, основанного на даосской философии. Плавные движения направлены на поддержание внутренней гармонии и сохранение телесной гибкости. А вечером эти же площади становятся танцплощадками. Музыка на взгляд современного человека несколько старомодна – танго, вальсы, но именно она способствует созданию атмосферы дружественности и общности жителей городского района. Нечто подобное, как ни странно, есть и у нас. Власти Краснодара организовали по выходным для всех желающих утреннюю зарядку в парках города. Ведут зарядку и демонстрируют комплекс упражнений авторитетные краснодарские спортсмены и тренеры. Как подчеркивают организаторы, «порядок упражнений выверен и рассчитан на работу всех групп мышц».

В Томске подобное начинание носит пока стихийный характер: бесплатная йога у БКЗ в прошлом году, июльский фестиваль по утренней гимнастике…

 

Германия

Здесь многие города и городки ведут свое происхождение из раннего Средневековья. И почти в каждом из них есть своя традиция. В Бремене, например, делая предложение девушке, молодой человек должен подмести ступени городской ратуши. Считается, что он тем самым демонстрирует ей свою аккуратность.

В культурах, рьяно охраняющих свою идентичность, социализация их носителей в чужой, как правило, городской среде идет чрезвычайно трудно. Это порой порождает массу проблем как для титульного населения, так и для пришлого. Желающие жить во французских городах, но не желающие в них социализироваться арабы регулярно устраивают погромы. Значительно более раскрепощенные китайцы создают «чайна-тауны» в мусульманских городах Индонезии, вызывая ярость ортодоксов. Индусы, растворенные в течение рабочего дня по всему мультикультурному Сингапуру, вечером сбиваются в огромную говорливую толпу, обсуждающую свои индусские проблемы. Во дворах русских городов кавказцы режут баранов на Рамадан. А «понаехавших» из российской глубинки в Москву совершенно не интересуют проблемы сохранения исторических зданий столицы или памятники Церетели. Потому что несоциализованный «новый горожанин» продолжает воспринимать новое место жизни как чужое.

 

Сегодня, по сообщениям СМИ, в России готовится к выпуску сразу три кодекса. «Кодекс москвича» расскажет гостям столицы, как себя вести в ней, «Кодекс поведения кавказской молодежи» призван донести до нее правила поведения за пределами Кавказа, а «Кодекс обаятельной землячки» наставит на путь истинный покорительниц российской столицы любой этнической конфигурации. На наших глазах рождается новая российская традиция – создавать кодексы для «чужих». Вместо того чтобы делать их «своими».

 

Всевозможные мосты и деревья любви – отличительная черта многих российских городов, пришедшая к нам из модных итальянских романов

Дмитрий Карманов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 5 =