Корни удовольствий

С древнейших времен города предлагали своим жителям и гостям невиданные ранее способы развлечения

 

Причина тому – разделение труда, которое было невозможно в условиях сельской общины, ведущей натуральное хозяйство. Грубо говоря, потенциальные актеры, проститутки и массажисты в деревне появиться не могли – там надо было заниматься собственным хозяйством, а не ублажать других. С этой точки зрения именно города – рассадники «порока», без которого многие древние и современные горожане не представляют свою жизнь.

Египет Рамсесов (XIII век до н.э.) не отличался большим выбором городских развлечений. Регулярность разливов Нила позволяла египтянам долго отдыхать после упорной работы. Во время отдыха писцы, воины, служащие фараона, сам фараон просто-напросто… выпивали. Например, во время праздника Опет (ноябрь–декабрь), который длился около месяца и был посвящен богу Амону, египетский народ рассекал воды Нила на лодках и разгуливал между своими храмами. В руках у женщин были трещотки, мужчины дули во флейты и – все были пьяны! В этот месяц выпивалось столько же вина, сколько и за весь остальной год.

Специфически греческим вкладом в городской досуг стали театры. Уже в V веке до нашей эры театры в здешних городах стали полноценным фактором общественного развития. Через пьесы в общество проникали новейшие религиозные, политические, экономические и социальные идеи. Есть мнение, что довольно разрозненные городские и сельские греческие общины стали считать себя одной нацией не только благодаря языку, но и через театр. Греков объединяли чрезвычайно популярные среди простолюдинов и аристократов драмы, описывающие героическое прошлое народа и жизнь его общих богов.

Термы тоже придуманы древними греками, однако именно римлянам было суждено увековечить их как городские центры неги, отдыха и социальной жизни. Римляне начали их строить незадолго до начала нашей эры и уже очень скоро публичные бани стали центром общественной жизни: здесь обсуждались финансовые сделки, уточнялись детали государственных переворотов и, во времена упадка империи, проходили сексуальные оргии. В термы ходили каждый день по два раза! Когда иностранный гость императора Тиберия, правившего в начале I века нашей эры, спросил, почему тот ходит в термы всего один раз в день, он изрек: «Я император и у меня нет времени ходить в баню дважды в день».

Индия подарила миру такое развлечение, как Камасутра. О том, что это развлечение именно городское, свидетельствуют сохранившиеся древние рисунки сексуальных поз и интерьеров: участники любовных опытов – явно состоятельные городские жители, проживающие во дворцах с обширной прислугой – участницей тех же оргий. Да и сложно представить себе крестьян в таких затейливых позах до, во время и после сбора урожая…

Китайская городская культура включала в себя много удивительных явлений, самым известным из которых сегодня является еда. Собственно, весь сельский Китай работал на прокорм Китая городского. Сегодня китайская кухня одна из самых знаменитых в мире, а ее принцип – едят все живое – сформировали именно городские жители. Значительную их часть составляли государственные чиновники, отправленные на службу в далекие от своего дома провинции. Чиновник в древнем Китае (как, впрочем, и в современном) – фигура важная и богатая. Если он хочет есть блюда со своей далекой родины, их оттуда привозили. Именно взаимопроникновение традиций различных региональных кухонь в одну национальную сделало ее такой удивительно разнообразной.

Наталья Клушина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − восемь =