8 октября Русская православная церковь празднует память преподобного Сергия Радонежского. Во многом благодаря именно этому святому русское православие приобрело те духовно-нравственные и практические составляющие, которые и сегодня сохраняют свою живительную силу, а византийское христианство получило в XIV–XV веках национальное звучание, преобразив его в поистине народную религию.
Мистический опыт преподобного Сергия, поведанный его Житием, свидетельствует, что на рубеже XIV–XV веков перед русской религиозно-философской мыслью уже в полном объеме вставала задача освоения опыта христианской Церкви во всем его многообразном объеме. Стремясь найти себя на путях Божиего Промысла, Русь стремилась к символическому единению с Богом. И роль именно Сергия Радонежского в этом более чем велика.
Интересно, что до Сергия Радонежского догмат Святой Троицы был объектом лишь умозрительных религиозно-философских рассуждений, но как необходимая часть реальной жизни при этом Святая Троица не рассматривалась. К примеру, храмы предпочитали посвящать более реальным образам: Спасу, Божией Матери, «скорому помощнику» Николе Чудотворцу, святым воинам и Отцам Церкви. И лишь в Киево-Печерском монастыре Троице уделяли гораздо большее внимание – там над главными воротами в начале XII в. была поставлена Троицкая церковь. Следовательно, обращаясь к образу Святой Троицы, Сергий Радонежский выступал и наследником традиции, установленной киево-печерскими иноками.
Впервые в русской религиозно-философской мысли преподобный Сергий придал идее Святой Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский догмат в символ живого единства, того единства, к которому должны стремиться все живущие на земле люди. Таким образом, Святая Троица это прообраз того, как должно строиться человеческое общежитие вообще и русское общество в частности.
Образ Святой Троицы, проповедуемый преподобным Сергием и как символ единства небесного и земного, и как символ единства земной жизни, и как символ единства Церкви, и как символ единства Ветхого и Нового заветов, закрепленный в русском национальном сознании творением Андрея Рублева – иконой «Святая Троица», написанной примерно в 1411 году. Изображая Троичное Божество, единство Ветхого и Нового Заветов, таинство Евхаристии и торжество христианского смирения, икона Святой Троицы является символом погружения в таинство божественного бытия, в его неслиянность и нераздельность. И это лишний раз подчеркивает значение символа Святой Троицы, которую всю свою жизнь созерцал Сергий Радонежский, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Образ Святой Троицы дан для России на все времена для ее преображения и духовного возрождения.
ПОДПИСЬ К ФОТО:
Нестеров М.В. Преподобный Сергий Радонежский. 1899 (Государственный Русский музей)
ЦИТАТА
«Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, но имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное, и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью».
В.О. Ключевский о Сергии Радонежском