«Заключение станет пожизненным»

Вчера областной суд огласил приговор экс-мэру Александру Макарову и его сватье Нине Егоренковой

На последнем судебном заседании по делу экс-мэра Александра Макарова был полный аншлаг. Судья должен был зачитать подсудимым приговор. Александр Сергеевич находился в клетке, Нина Егоренкова сидела рядом со своим адвокатом. Трое государственных обвинителей и четверо защитников занимали «боковые» места. Вся центральная часть напротив судейских кресел была отдана прессе. Наверное, не нашлось ни одного городского СМИ, которое бы в этот день не отправило своего представителя в областной суд.

Позади – томительное ожидание вердикта, его провозглашение и шок от суровости народных судей. Признание Макарова виновным по семи эпизодам из девяти, «заслуживающим снисхождения» – по двум… Мы долго еще, а возможно и никогда не узнаем, почему это произошло: во-первых, присяжные по закону обязаны хранить тайну совещательной комнаты, во-вторых, часть материалов по делу остается засекреченной, некоторые свидетели давали показания в закрытом режиме. Как бы то ни было, судьи не воспользовались своим правом помиловать подсудимых. (Ни один присяжный на оглашение приговора не пришел).

В прениях, последовавших за вердиктом, государственные обвинители, как и обещали, попросили для Александра Макарова и Нины Егоренковой реального лишения свободы. Александру Сергеевичу – 13 лет, Нине Павловне – 8.

Речь прокурора была разгромной. Во многом – ориентированной на жадное внимание журналистов. В характеристиках, данных подсудимым, фигурировали эпитеты: «звездность», «лицемерие», «откровенное вранье», «отсутствие раскаяния» и т.д.

Чуть позже заместитель прокурора области Татьяна Мелихова сказала без протокола: «Да, по-человечески пенсионеров жалко. Поэтому мы и попросили для Макарова по-минимуму – только 13 лет. А Шульге – помните? За один эпизод – 8!» Что ж, все познается в сравнении…

Отвечая гособвинителям в последнем слове, Александр Макаров сказал:

– Когда вам снова придет в голову порочить мою биографию, вспомните, что, когда я находился на относительной свободе, ко мне подходили тысячи томичей. И ничего, кроме слов благодарности, сочувствия, пожеланий, чтоб все закончилось хорошо, я ни от кого не слышал…

Оба подсудимых просили назначить наказание, не связанное с реальным лишением свободы. С учетом их возраста вряд ли можно назвать давлением на жалость слова Александра Сергеевича: «Для нас это заключение станет пожизненным».

И вот финал. Судья Анатолий Павлов оглашает приговор:

– По совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, назначить Макарову Александру Сергеевичу окончательно к отбытию 12 лет лишения свободы со штрафом в сумме 1 млн рублей с отбыванием в колонии строгого режима… Нине Павловне Егоренковой назначить наказание в виде 7 лет 6 месяцев лишения свободы со штрафом в размере 800 тыс. рублей и лишением специального звания полковник милиции в колонии общего режима. Начало срока наказания Макарову и Егоренковой исчислять с 15 ноября 2010 года. Зачесть осужденным время содержания под стражей из расчета – день за день. Макарову – за период с 6 декабря 2006 года по 20 апреля 2009 года и с 14 апреля 2010 года по 15 ноября 2010 года. Егоренковой – за период с 6 декабря 2006 года по 17 мая 2009 года. Меру пресечения в отношении Егоренковой в виде залога изменить на заключение под стражу. Залог в сумме 3 млн рублей возвратить залогодателю. Взыскать с Макарова в пользу муниципального образования город Томск имущественный вред в размере 626 тыс. 977 рублей 42 копейки. Конфисковать в доход государства (в том числе за счет средств, изъятых в ходе предварительного расследования) вещественные доказательства: в виде доли в уставном капитале ОАО «Городской торговый центр», полученную Макаровым в виде взятки; 4 млн 238 тысяч 160 рублей, полученные с 1 января 2006 года по сентябрь 2006 года в качестве дивидендов от доли в уставном капитале ОАО «ГТЦ»; 28 млн 226 тыс. 443 рубля 46 копеек, полученные от сдачи в аренду доли на нежилые помещения здания ЦОТ; 385 тыс. долларов США в эквиваленте 11 млн 279 тысяч рублей, полученных Макаровым в виде взятки от сотрудников ОАО «РКС» за беспрепятственное вхождение на томский рынок. Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда РФ в течение 10 суток со дня его провозглашения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − 7 =