Почему Томск в очередной раз не справляется с уборкой снега?
Обильные снегопады в Томске шли всю неделю. За это время выпало больше месячной нормы осадков. Недовольны все вокруг. Пешеходам не пройти. Автомобилистам – не проехать. Для дворников и коммунальщиков – работа в 2–3 смены. Для предприятий и фирм – угрозы штрафов. Для власти – двойная норма оправданий.
Кто виноват?
– Снег не убирают! – озвучивает самое популярное в последние дни мнение томичка Инна Зуева. – Не вижу техники вообще на Иркутском тракте.
– Каждый день мы работаем в круглосуточном режиме, – не устает повторять зам. директора «Спецавтохозяйства» Евгений Инванов.
САХ несет ответственность за уборку снега во всем городе. Ежедневно на очистке улиц задействовано от 120 до 175 единиц техники – в зависимости от смены, сообщают в мэрии. Тракторов и грейдеров «Спецавтохозяйства» на весь город не хватает, поэтому предприятие привлекает подрядчиков – комбинаты благоустройства, томские организации и компании.
– Мы делаем все, что только можем. А на Иркутском и на Мичурина нас подводит субподрядчик «Дорсторойсервис», – объясняет Иванов. – Говорят, что у них тоже не хватает техники. Но других вариантов у нас нет! В городе просто больше нет свободной техники, чтобы взять в аренду.
Почему нет техники?
Технику город закупает каждый год. Буквально недавно «Спецавтохозйство» получило два новых КамАЗа. Но этого недостаточно, утверждают в департаменте городского хозяйства. Согласно их расчетам, чтобы содержать город в порядке, только САХу дополнительно необходимо 88 единиц техники.
– В 2010 году на санитарную чистку города от снега было выделено 124 млн рублей, – говорит зам. председателя комитета по благоустройству департамента городского хозяйства Татьяна Батрак. – На 2011-й запланировано больше – около 280 млн. Но и этого недостаточно. Для порядка, мы подсчитали, нужно выделять 480 млн.
Куда девать снег?
Еще одна проблема – снег некуда вывозить, соглашаются друг с другом мэрия и «Спецавтохозяйство». Снежных полигонов в городе недостаточно. А за его пределы не наездишься – это далеко, а значит замедляются темпы уборки. В этом году в Томске работают 10 снегоотвалов. Только за последнюю неделю было вывезено более 23 тыс. тонн снега. Всего же с начала сезона – более 80 тыс. тонн.
– Снегоотвал на ул. Вицмана грозят закрыть, а это одно из самых удобных мест в городе, потому что это близко. Причина – жалобы от жителей, прокуратура уже начала проверку, – продолжает Татьяна Батрак. – В прошлом году прекратил работу полигон по пер. Буяновскому. Экологи запретили, снег реку загрязняет…
А вот субподрядчики «Спецавтохозяйства» говорят, что причина не только и не столько в количестве полигонов, сколько во времени их работы. Закрывается большая часть в 20.00, при этом пик «уборочной страды» – ночное время.
Кто чистит внутриквартальные проезды?
– Судя по всему – никто, – мнение каждого второго, будь то автомобилист или пешеход.
Ответственны за внутриквартальные проезды районные администрации. Главная обязанность – содержать в порядке территории рядом с учреждениями социальной, медицинской, культурной сферы. Внутридомовые проходы и дорожки – уже зона ответственности УК и ТСЖ.
Советскому району, к примеру, на внутрикварталку в этом году город выделил около 8 млн рублей. Примерно столько же запланировано на 2011-й. Чистить проезды, согласно результатам конкурса, должно «Спецавтохозяйство», а у него, напомним, проблемы с субподрядчиками.
УК и ТСЖ: в чем проблема?
У товариществ собственников и управляющих компаний не хватает дворников. Это показала проверка мэрии. По данным, которые предоставили 44 УК, в их распоряжении должно быть больше 6 тыс. уборщиков. Городские власти составили их реестр пофамильно. Выяснилось, что на самом деле на каждый район дворников – чуть более 200.
– Каждое утро начинаю с объезда по качеству уборки снега, – рассказывает глава Советского района Николай Мозель. – Большинство УК – это факт! – со своими обязательствами не справляются. Мы им звоним, предупреждаем. Можно, конечно, штрафовать, но они ведь потом это в тариф жильцам заложат. А вообще, зачастую люди сами виноваты: не прописали со своими УК процедуру очистки своих дворов от снега.
Пройти или проехать?
– Ситуация на сегодня сложная, но по сравнению с соседними регионами мы справляемся, – уверен мэр Томска Николай Николайчук. – У соседей есть угроза транспортному движению. Мы нашу дорожную сеть сумели отстоять. Дороги, конечно, не идеально чистые, но соответствуют всем нормам. Задержек с городским транспортом нет.
А вот с уборкой остановок и тротуаров – проблемы, признает Николайчук. На это опять же не хватает спецтехники. «Спецавтохозяйство» создало отдельное подразделение, есть еще бригада студентов-добровольцев – около 30 человек, которые разгребают тротуары и остановки с 6 до 9 утра. В мэрии обещают: дополнительная техника для уборки пешеходных дорожек в городе появится. Но – к концу зимы.
– Ничего не изменится, пока люди не поймут, что уборка снега – вообще-то наша общая забота, – считает Николай Николайчук. – В своем дворе граждане должны сами позаботиться о том, кто и как часто будет чистить снег. Многие ведь не знают даже, есть ли у них дворник и сколько они ему платят.
Во вторник в Думе города Томска мэр выступил с обращением к томичам: выйти на «народный субботник». В среду – собрал совещание с представителями УК и ТСЖ. Сухой осадок таков: жители винят власть, власть – жителей. Круг замкнулся. А снег идет.
«Снег не убирают!» – самое популярное в последние дни мнение томичей
По данным УК, в городе более 6 тыс. дворников, по данным мэрии – чуть более 200 на каждый район
В среду утром трактор ООО УК «Мой дом», очищая от снега территорию возле жилого дома по Иркутскому тракту, 160, при выполнении маневра задел автомобиль «Волга». Автомобиль стоял в сугробе без двигателя, однако после столкновения появился его хозяин, предъявивший претензии по факту повреждения транспортного средства. Чтобы разобраться с ДТП, на место пришлось выехать инспекторам ГИБДД.