Бизнес-шоу

Школьники играючи учились привлекать инвестиции

Двенадцатая Сибирская молодежная ассамблея прошла в Томске со 2 по 5 декабря при поддержке областного департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики.

Традиционное мероприятие представляет собой тренинг развития предпринимательских компетенций у подрастающего поколения. Оно органично вписывается в областную программу по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, стартовавшую в 2009 году. Ее основная цель – увеличение открываемых проектов в инновационной сфере и производстве и, как следствие, опережающее развитие экономики региона.

 

Суетиться нужно продуктивно

Каждый год участники Ассамблеи – старшеклассники – в форме деловой игры изучают особенности разных профессий, актуальных и рейтинговых как в России, так и за рубежом. В прошлом году, например, мероприятие было посвящено управлению капитализацией бизнеса. Нынче его темой стало привлечение инвестиций. Как пояснили организаторы, это одна из животрепещущих проблем бизнеса, и ребята, собирающиеся в будущем заниматься предпринимательством, так или иначе с ней столкнутся.

– Профессиональный мир сегодня очень сложен, требует быстрой адаптации в нем, так что начинать изучать его нужно как можно раньше, со школьной скамьи, – считает директор Центра стратегического консталтинга Аркадий Цукер. – Большая часть бизнес-компетенций не дается на уроках или лекциях, их можно приобрести только погрузившись в реальную либо смоделированную бизнес-ситуацию. Ассамблея как раз и является местом профессиональной пробы в области бизнеса. Для ребят это возможность освоить способ мышления, принципы поведения предпринимателя.

Прежде чем дать ребятам задание, организаторы прозондировали их знания об инвестициях. Из зала прозвучали ключевые слова – «перспективный проект», «анализ рисков», «вложение капитала», «доход». Теоретической подкованностью школьников эксперты остались довольны, но предупредили: для успеха этого мало. Первостепенное значение в бизнесе имеет действие. Важно уметь продуктивно «суетиться», работать в команде, вести переговоры, свободно чувствовать себя в виртуальной среде…

– В этом году мы посоветовали ребятам прихватить с собой ноутбуки, коммуникаторы, телефоны, оснащенные модулем Wi-Fi, чтобы иметь доступ в Интернет, – рассказывает председатель программного комитета Ассамблеи Надежда Муха. – Именно в Сети сегодня происходит большая часть деловых коммуникаций: презентация проектов, их обсуждение, эмоциональная и содержательная оценка… Интернет-компетентность – одна из базовых компетенций любого современного профессионала. Зарегистрировавшись на трех платформах – twitter.com, dviger.com, lidertomsk.ru – участники Aссамблеи получат свои первые конкурсные баллы.

 

Вкусные и полезные проекты

В первый день школьникам предложили вжиться в роль «бизнес-ангелов», иными словами – инвестиционных аналитиков. Для этого им нужно было перелопатить в Интернете сотни проектов, выбрать один-два и убедить экспертов – представителей реального бизнеса, – что они достойны финансовых вливаний.

– В мире существует несметное количество бизнес-идей, которые ждут своего звездного часа. Вместе с тем у отдельных людей, компаний есть избыток капитала. Ваша задача – помочь им эффективно вложить деньги, – интригуют ребят эксперты – представители успешных томских предприятий и далее объясняют критерии инвестиционного анализа: – Вам нужно доказать, что данный проект будет пользоваться спросом на рынке, показать его уникальные конкурентные преимущества, подсчитать, сколько удастся зарабатывать на продаже этого товара или услуги, какие существуют риски, как их можно преодолеть…

Спектр проектов, отобранных школьниками, был широк: наноцентр, космодром, клининговая фирма, киоск с шоколадками… Эксперты буквально влюбились в бизнес-идею круглогодичного выращивания клубники в Сибири, но покритиковали проект за промахи в маркетинге: ребята забыли учесть средства на рекламу, точнее, решили, что самая вкусная ягода в ней не нуждается. Удачной находкой был признан проект по производству оборудования для переработки дыма, выходящего из заводских труб, в углекислоту, из которой можно получать бензин, сухой лед и еще 20 продуктов.

В последующие два дня ребята примеряли на себя профессии специалиста по привлечению инвестиций и инвестора. Судя по всему, эти роли в деловой игре живо захватили ребят. Так, один парень, отчаянно волнуясь, признался, что испытал неподдельный страх: куда вложить деньги (в ходе игры – заработанные баллы), чтобы не прогореть?! А девушка, чей проект потерпел крах, с дрожью в голосе поведала: «Бизнес не для меня! Неудачи меня подкашивают».

– Нам удалось запустить игровые процессы так, что они стали интенсивно развиваться в логике реального бизнеса, – говорит Надежда Муха. – Ребята за три дня прожили столько событий, сколько в реальности происходило бы на протяжении 10 лет. Сегодня они набили себе шишки в игре и, думаю, извлекли для себя определенные уроки. Поэтому завтра они уже не будут повторять подобные ошибки в своей предпринимательской практике.

 

В ответ на вопрос о практической пользе и серьезности подобных деловых игр для молодежи один из экспертов Ассамблеи, Аркадий Цукер, сказал:

– Одна из моих любимых поговорок – французская – гласит: «Жить, любить и работать надо играючи». Очень важно чувствовать, что бизнес – это игра, шоу, кураж, клоунада. Как только в деле, которым вы занимаетесь, исчезает непринужденность, азарт и появляется надрыв, оно неминуемо идет насмарку…

 

Справка «ТВ»

ЛидерТомск (lidertomsk.ru) – это портал, который предоставляет доступ к инструментам и механизмам создания своего бизнес-проекта: экспертизы, подбора команды, привлечения инвесторов, поиска наставников и компаньонов; позволяет принять участие в программах и мероприятиях региональной программы «Развитие молодежного предпринимательства Томской области». Создан по инициативе областного департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × два =