Манговое дерево – старт для миссионера

Много ли найдется желающих попробовать свои силы?

Евгений Петров, студент 5-го курса Томской духовной семинарии, о миссии Русской православной церкви в Таиланде. Размышления накануне Рождества

(Окончание. Начало в выпуске «Томского вестника» от 19 января 2011 года)

Люди, незнакомые с особенностями миссионерского служения, соотносят потребность в священниках с количеством храмов и ошибочно думают, что священнослужитель «прилагается» к храму, который является как бы гарантией его материального обеспечения. Увы, в Таиланде все не так. Потребность в священниках совсем не определяется количеством уже существующих православных храмов и тем более прихожан. Когда Господь призывал Своих учеников к проповеди Евангелия, имелось ли в виду, что те самые народы уже имеют храмы или тем паче приходы? Храм и приход, сплоченная община верующих – это результат многолетней и успешной деятельности священника-миссионера.

В истории православия в Таиланде был период, когда Божественную литургию приходилось совершать под манговым деревом за неимением храма. Если иметь в виду, что на тот момент манговое дерево являлось храмом, то да – манговых деревьев в Таиланде много и, безусловно, хватит на все духовенство Русской православной церкви, если оно пожелает служить в Таиланде. Тем же, кто считает, что прежде появления священника для него должен быть предуготовлен храм, напомню слова апостола Павла, что каждый человек есть храм Духа Святого. Сегодня среди нашей паствы в Таиланде есть русские, украинцы, румыны, болгары, сербы, французы, американцы, естественно, тайцы и лаосцы и граждане многих других стран.

На все приходы в Таиланде сегодня только три священнослужителя: архимандрит Олег, иерей Даниил (Данай) – таец, который прекрасно владеет русским и церковно-славянским языком, и иеродиакон Серафим. Кроме церковного послушания отец Серафим по просьбе государственных властей Таиланда является также тренером национальной сборной по скоростной стрельбе из пистолета, так как является признанным авторитетом в этом виде спорта, в 2000 году именно он стал бронзовым призером Олимпийских игр в Сиднее. Приняв постриг, отец Серафим отказался от спортивных выступлений, но продолжает тренерскую работу. В Бангкоке послушание псаломщика несет Владимир Бунтилов, профессор кафедры компьютерной инженерии в Махидолском университете.

Вообще все богослужения в здешних храмах проходят на тех языках, которые востребованы: русском (церковно-славянском), английском и тайском. Обычно они используются на литургии все вместе. Но также и в зависимости от того, кого больше в храме – русскоязычных, англоязычных прихожан или тайцев. Для укорененных в православии это не создает каких-либо неудобств. Зная хорошо Божественную службу, такие люди автоматически понимают ее ход, а также текст того, что поется или читается. На трех же языках попеременно читается только Святое Евангелие. Здесь принципиально важно, что бы каждый усвоил Слово Божие максимально полно.

Что может европеец почерпнуть из тайской культуры и духовности? Таиланд – буддистская страна. Основные пять положений буддизма, обязательные для каждого последователя Будды, которые все тайцы изучают со школьной скамьи, следующие: не причинять никому страданий, не убивать ничего живое, не прелюбодействовать, не воровать, не употреблять алкоголь. На этих основных положениях зиждется народный буддизм. В Таиланде не принято говорить друг другу «нет». Отказом, как думают тайцы, вы доставите человеку дискомфорт, страдание.. Мне кажется, что я после почти четырех месяцев жизни в этой стране научился понимать, когда «да» – это «да» и когда «да» – это «нет». Постепенно я начинаю понимать жизнеощущение тайцев, становятся понятными многие черты национального характера, например медлительность.

Для меня Таиланд стал школой терпимости к другим и большей ответственности по отношению к себе. Тайцы не любят обсуждать чужие грехи, предпочитая больше замечать свои. Я не видел за все время пребывания в этой стране такой страсти к обсуждению подробностей личной жизни политиков, кинозвезд, известных местных эстрадных исполнителей, да и вообще соседей, какая существует у нас. Если это не затрагивает каким-то образом все общество в целом, то это не предмет для обсуждений даже в частной беседе.

Любая миссия должна начинаться с себя. Есть только один способ стать своим в Таиланде. Искренне полюбить этих людей, считать этот народ своим народом, разделять их горе и радость, быть рядом во всех обстоятельствах их жизни. Другого пути нет. Слова Евангелия останутся пустым звуком, если они не будут подтверждены практическими делами и всей жизнью. Это звучит патетически, но это так. Тайцы не очень доверяют словам. Здесь, как нигде, действует принцип, изложенный апостолом Иаковом: «Покажи мне веру от дел твоих» (Иак. 2, 17–19). Чтобы стать своим, нужны время и терпение. Возможно, на Страшном суде с нас, христиан, строже взыщется за то, что мы не смогли донести до них Слово Божие, чем с них за то, что они его не приняли.

В истории православия в Таиланде был период, когда Божественную литургию приходилось совершать под манговым деревом за неимением храма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + 8 =