«Плохой человек не может стать хорошим врачом»

Николай Морозов, главный врач детской больницы № 4, депутат Законодательной думы ТО, председатель комиссии по здравоохранению:

– Когда пациент приходит к врачу, его не интересует, какую зарплату тот получает, есть ли у него квартира и как себя ведут его дети. Но некоторые врачи начинают жаловаться: да ты знаешь, что мне платят копейки, хорошее жилье купить не на что и с детьми у меня проблемы. Подобную позицию я считаю совершенно неприемлемой. Если человек надел белый халат, то, принимая пациента, он должен забыть о личных невзгодах, оставить их за порогом учреждения и перевоплотиться в доброго, внимательного, заботливого доктора. Еще Дмитрий Дмитриевич Яблоков много лет назад сказал, что хороший врач – это прежде всего хороший человек. Уж если ты облачился в белый халат, значит, тебя все устраивает. И маленькая зарплата. И напряженная работа. А если не устраивает, надень черный или синий халат, носи бабочку. И ищи себе другое место работы.

Конечно, не все ладно сегодня в медицине. Но примерно процентов на 70–80 врачи сами провоцируют народ на негативное к себе отношение. Вот есть такое явление, как благодарность пациента. Она может выражаться по-разному. Словом. Подарком. Даже деньгами. Но принять или не принять такую благодарность – решает врач. Для меня не подлежит сомнению, что человек в белом халате не должен брать деньги. Тем более – вымогать.

К врачу вообще предъявляются повышенные моральные требования. Он должен быть примером во всем. Не может врач есть на грязном, не покрытом скатертью столе, не может оставить после себя крошки. Не может курить. Быть пьяным. И медсестра, и санитарка не могут. Но в первую очередь врач. Он не имеет права пропагандировать здоровый образ жизни, если сам пьет и курит. Говорят, пьяный за рулем – преступник. Так и пьяный врач – тоже преступник. А мы ведь знаем случаи (слава богу, не у нас), когда пьяные хирурги становились за операционный стол.

Особая ответственность у врачей-педиатров. Когда родители приносят к нам самое дорогое, что у них есть, – своего ребенка, они не знают, кому его отдают. Профессионалу или неумехе. Ведущему трезвый образ жизни или склонному к пьянству. Но родители вынуждены давать согласие на медицинское, в том числе хирургическое вмешательство, доверяя неизвестно кому. Поэтому у врача должно быть чрезвычайно высокое чувство ответственности.

Мне очень не нравится, когда родители больного ребенка говорят: доктор, а может быть, сменим лекарство? А может быть, сделаем вот так? Врач должен мягко ставить родителей на место. Потому что в больнице, как в армии, действует принцип единоначалия. Есть руководитель учреждения, руководитель отделения и есть главная фигура лечебного процесса – врач. Он командир над пациентами. И его авторитет у больных зависит исключительно от профессиональных и нравственных качеств.