Наставить рога

ТТУ просит убрать маршрутки с магистралей, «где исторически пролегает основная часть маршрутов электротранспорта»

Новую цену на проезд предложили томичам предприниматели двух автобусных маршрутов в минувшие выходные. Несколько 16-х перевозили пассажиров по 8 рублей, их прямые конкуренты на пр. Ленина и пр. Фрунзе – автобусы 5-го маршрута – выставили тариф 10 рублей. «Аттракцион щедрости» продолжался недолго: уже в понедельник цены вернулись на прежний уровень.

Водители, выставившие новые ценники, признавались: на радикальные меры их подтолкнула обострившаяся конкуренция с трамвайно-троллейбусным управлением. Мол, в последнее время количество троллейбусов на линиях выросло, интервалы уменьшились, и все больше пассажиров предпочитают «рогатых».

Между тем ТТУ по-прежнему несет убытки, и его директор Захар Жусенко во вторник на заседании комиссии по транспорту Думы Томска пытался убедить депутатов предоставить предприятию дополнительные преференции. Главная из них – оптимизация маршрутной сети, то есть устранение частного транспорта с магистралей, «где исторически пролегает основная часть маршрутов электротранспорта». 

Это недобросовестная конкуренция, – высказывает общую позицию Александр Остроушко, председатель независимого профсоюза предпринимателей. – Мало того, что ТТУ получает огромные дотации из бюджета, так мэрия меняет схемы движения маршруток в пользу ТТУ. Запретили заезжать на Томск-I, на пл. Южную, убрали много остановок, которые нужны людям. Какие разговоры об интересах пассажиров?

 

Борьба за пассажиров между ТТУ и частными перевозчиками идет не первый год. Муниципальный транспорт ставит амбициозную цель – получить 50% рынка. Маршрутники считают конкуренцию недобросовестной

 

Бей своих, чтобы чужие боялись

Отчаянный шаг ряда предпринимателей по снижению цен одобрения коллег не нашел.

– Снижение тарифа было личной инициативой одного из предпринимателей, – объяснил «ТВ» Владимир Кудрявцев, бригадир 16-го маршрута. – Остальные его не поддержали.

– За счет понижения цены предприниматели рассчитывали, что на их маршрутах увеличится пассажиропоток и вырастет выручка, – поясняет Дмитрий Салин, председатель профсоюза работников автотранспорта. – Но, проработав несколько дней, поняли, что ошибались. Вообще, на мой взгляд, такая практика – не совсем здоровая конкуренция. Да, можно ожидать, что часть пассажиров с конкурирующих маршрутов перетечет к маршруткам, снизившим цены. Но дальше мы можем столкнуться с ситуацией, в которой конкуренты тоже снизят цены. Тогда пассажиропоток опять выровняется, но уже в условиях сниженного тарифа. И проиграют все: при таком тарифе предприниматели не смогут обновлять автобусы, и мы постепенно придем к ситуации конца 1990-х, когда по улицам ездили полуразбитые пазики.

 

Заветная точка безубыточности

Конкуренцию маршрутным автобусам составляют 105 троллейбусов и 45 трамваев. 75% от их общего числа – новая техника, приобретенная мэрией за последние годы. Но даже столь существенное обновление парка не привело к снижению убытков ТТУ. В прошлом году дотации из бюджета на обеспечение транспортной деятельности управления составили 85 млн рублей, убытки – порядка 30 млн. На 2011 год для ТТУ в городском бюджете запланировано 72 млн рублей. 

У нас реализуется ряд мер по увеличению пассажиропотока, – объясняет директор ТТУ Захар Жусенко. – Мы провели работу по оптимизации расписания. Тщательно контролируем соблюдение графиков движения – интервал между машинами различается на разных маршрутах, но в среднем составляет 8 минут. Увеличили выход троллейбусов на линию. В результате по итогам первого квартала отмечаем увеличение пассажиропотока на 10%.

Но и это не позволяет ТТУ выйти на точку безубыточности.

 

«Задачи регулирования конкуренции»

В минувший вторник директор ТТУ выступил на заседании комиссии по транспорту Думы города Томска с предложениями по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Суть доклада сводилась к тому, что работа частных перевозчиков в их сегодняшнем виде и безубыточная работа ТТУ несовместимы. По словам Захара Жусенко, в Сочи рассчитана точка безубыточности для муниципального транспорта – 67–70% перевозок. «Для Томска захват рынка тоже актуален. Целью необходимо ставить 50%, то есть рост количества перевозимых пассажиров в два раза. Тогда с учетом тарифной политики приблизится окупаемость по основной деятельности» (здесь и далее цитаты из доклада директора).

Увеличить пассажиропоток можно с увеличением выпуска троллейбусов на линию. Но эта задача, настоятельно подчеркнул Жусенко, неотделима от «задачи регулирования конкуренции». А «регулирование маршрутов и пассажиропотока должно обеспечить преференции муниципальному транспорту».

Одна из главных преференций – оптимизация маршрутной сети, то есть устранение частного транспорта с магистралей, «где исторически пролегает основная часть маршрутов электротранспорта». «Пересмотр маршрутной сети с переводом части маршрутов на параллельные улицы позволит разгрузить основные дороги и одновременно увеличит заполняемость муниципального транспорта большой вместимости без существенного увеличения состава на линии».

 

«Разговоров об интересах пассажиров не было» 

Муниципальные власти создают условия для недобросовестной конкуренции, – высказывает общую позицию Александр Остроушко, председатель независимого профсоюза предпринимателей. – ТТУ получает огромные дотации из бюджета, мэрия меняет схемы движения маршруток в пользу ТТУ. И сегодня мне бросилось в глаза: никаких разговоров об интересах пассажиров не было. Да черт с ними, с пассажирами! Куда они денутся – поедут на наших троллейбусах-трамваях, если убрать все остальное. Примерно так. Словом, хотят любыми способами поднять рентабельность нерентабельного предприятия. Так к делу подходить нельзя.

 

С наступлением летнего периода пассажиропоток в маршрутном транспорте ежегодно снижается на 5–7%. Причины традиционны: окончание занятий в школах и университетах, появление на улицах «подснежников» – летних водителей, которые зимой предпочитают передвигаться на общественном транспорте, начало дачного сезона. Но в последние годы появилась еще одна причина – высокая конкуренция со стороны муниципального транспорта.

 

Мысли по поводу

Ксения Салюкова, корреспондент

Считаю, сегодняшнюю ситуацию с общественным транспортом можно вполне назвать удовлетворительной. Можно уехать из любой точки города в любую другую. Подолгу простаивать на остановках не приходится (если речь, конечно, не идет о вечерних часах). То есть конкуренция между ТТУ и маршрутниками на руку потребителю. Сложившееся положение дел далеко от идеала: убытки ТТУ велики? Что ж, на то и руководство предприятия, чтобы снижать издержки. На то и власти, чтобы дотировать муниципальный транспорт. Или найти рецепт безубыточности. Но устранять частный транспорт с «исторических» путей троллейбусов-трамваев – это не конкуренция. А «увеличивать заполняемость муниципального транспорта без существенного увеличения состава на линии» – это, в переводе на русский язык, давка в салонах. Как когда-то.

 

Официально

Итоги работы администрации города и руководства ТТУ по реализации программы развития городского электротранспорта неудовлетворительны – такую оценку вынесла вчера постоянная комиссия по транспорту городской Думы. Депутаты подвергли критике предложения директора ТТУ Захара Жусенко по выделению для пассажирского транспорта отдельной полосы движения, увеличению подвижного состава на линии (дополнительно 10 трамваев и 50 автобусов), созданию на базе ТТУ общегородской диспетчерской службы (с использованием системы ГЛОНАСС), увеличению тарифа на перевозки.

Депутаты считают, что руководству ТТУ следует обратить внимание на эффективное использование имущества, привлечение дополнительных средств от рекламы на транспорте. Кроме того, на повышение доходов ТТУ так или иначе сыграет модернизация маршрутной сети. Здесь одна из задач – прекратить дублирование маршрутов, что приведет к увеличению прибыли предпринимателей, говорится в пресс-релизе гордумы. Чтобы устранить дублирование, необходимо подходить к маршрутной схеме комплексно, учитывая межмуниципальные автобусы (к примеру, связывающие Томск и Северск). Однако договоры с ними заключает областная администрация. Сегодня депутаты обсудили и возможности передачи части полномочий из Томской области мэрии. По словам юристов, документально оформить это будет проблематично. Между тем, по словам депутатов, достигнуты предварительные договоренности, и «Белый дом» готов принимать во внимание мнение городских коллег при составлении и заключении договоров на межмуниципальные перевозки.

В результате обсуждения депутаты приняли решение вернуться к вопросу об улучшении финансово-хозяйственной деятельности ТТУ в июне. К этому времени руководство предприятия должно предоставить проработанный план вывода управления из кризиса.

 

Некоторые томские маршрутки, к примеру «тройки», возят по 10 рублей уже давно. На иных маршрутах пониженный тариф не прижился

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать + 14 =