Украденная надежда

Ответственность за угон автомобилей возложили на несовершеннолетнего, с которого взятки гладки

Перед уходом на пенсию Виталий Маковеев взял кредит и купил «Тойоту-Витц». Пенсионер не мог нарадоваться: наконец-то удалось сменить старый «Москвич». Счастье закончилось 22 ноября прошлого года…

Поздним вечером Виталий Иванович пошел выгуливать собаку. На улице его питомец сцепился с соседским псом, пока растаскивал, из кармана выпал ключ от автомобиля. Рядом с подъездом стояли какие-то парни, пенсионер поинтересовался: не видели ключа? Молодые люди отрицательно покачали головами. Виталий Иванович сходил домой, взял фонарик и отправился на улицу искать пропажу. Парней около подъезда уже не было. Но самое ужасное – не было и автомобиля, оставленного во дворе.

 

Поиск

От огорчения пожилой человек горстями глотал успокоительные таблетки, хватался за сердце. Дочь Наталья предложила параллельно со следствием, которым занимались сотрудники УВД по городу Томску, организовать собственный поиск. Вечерами и по выходным они с отцом колесили по улицам, высматривая на стоянках и во дворах знакомые очертания авто. Наталья разбросала в почтовые ящики объявления: «Люди, помогите, пожалуйста, автомобиль украли у пенсионеров, которые еще не рассчитались за кредит!» Аналогичный текст разместила и в Интернете. И объявления сработали! Томич, пожелавший сохранить инкогнито, сообщил Наталье, что видел похожую машину в одном из гаражей, и указал адрес. Пострадавшие поехали туда и действительно обнаружили свою машину. Вернее, ее остатки.

– Мы увидели кладбище автомобилей, разобранных на части, – рассказывает Наталья. – Мне сразу стало понятно, что это дело рук целой группы, которая промышляет торговлей запчастями. Но оперативники задержали только 17-летнего сына хозяина гаража.

 

Один за всех

Среди обнаруженного в гараже металлического хлама оказались остатки «Волги», украденной у врача скорой помощи, «Жигулей», угнанных полгода назад из района ОКБ, разобранная «Тойота»… Общий ущерб, нанесенный только четырем установленным пострадавшим, составил более 400 тыс. рублей. Всю вину за содеянное парень взял на себя. В том, чтобы списать деяния группы на одного юношу, который на момент преступлений не достиг 18 лет, была своя логика: для малолеток предусмотрены минимальные наказания.

 

Следствие

У Натальи накопилось немало претензий к следователям, которые занимались делом по угнанному автомобилю. Оперативно-разыскная работа, по ее мнению, велась недобросовестно. Отпечатки пальцев в гараже не сняли. Вещдоки предложили потерпевшим забрать домой, хотя их сохранность – обязанность следствия. Не проявили активности в поиске сообщников парня. Ограничились одним фигурантом, которого было проще задержать. Наталья пожаловалась областному депутату Чингису Акатаеву, и после его запроса начальник УВД по Томску Виктор Бунин подтвердил, что изложенные претензии частично подтвердились и следователь привлечена к дисциплинарной ответственности.

Суд

30 июня Октябрьский районный суд удовлетворил исковые требования Виталия Маковеева к угонщику авто. Игорь приговорен к трем годам лишения свободы условно и должен возместить пострадавшему ущерб в 257 500 рублей и стоимость услуг адвоката – 15 тыс. рублей. Но у Виталия Ивановича и его дочери есть большие сомнения в том, что учащийся ПТУ сможет найти такие деньги. Между прочим, первоначально заявитель предъявлял иск его родителям, однако на момент судебного разбирательства парню исполнилось 18, и ответственность за свои деяния несет только он. Получилась парадоксальная ситуация: пострадавший сам провел расследование, сам нашел остатки своей машины. А в итоге остался без автомобиля и без надежды на компенсацию ущерба, ведь осужденный нигде не работает и за ним не числится никаких материальных ценностей. При этом Виталий Иванович обязан вернуть долг за кредит в размере 70 тыс. рублей. Вот тебе, дедушка, и справедливость.

 

Постскриптум

Следователь Олеся Куденцова, занимавшаяся данным делом на последней стадии, давать комментарий отказалась, сославшись на необходимость получения разрешения от вышестоящего руководства. В связи с этим редакция «ТВ» напоминает, что свое мнение на страницах газеты могут открыто высказать как высокие начальники, так и рядовые граждане.

 

 

Виталий Маковеев вскоре после покупки «Тойоты-Витц». Чтобы сменить старенький «Москвич» на подержанную «японку», пенсионеру пришлось взять кредит, который он до сих пор не погасил. А авто и след простыл…

  

В этом гараже родственники Маковеева обнаружили целый авторазбор. Среди металлического хлама были и останки угнанного «Витца»

 

Комментарий

Тамара Скороходова, представитель потерпевшей стороны:

– Как юрист с большим стажем работы в прокуратуре и адвокатуре, я могу утверждать, что следствие по данному делу было проведено недостаточно качественно. У любого здравомыслящего человека закономерно возникает сомнение в том, что несовершеннолетний парень способен в одиночку снять, например, двигатель с «Волги» – это под силу только трем-четырем здоровым мужикам. Кроме того, автомобили угонялись из разных районов города, а для их реализации в разобранном виде нужен налаженный рынок сбыта. Разве один человек с этим справится? В неформальной беседе подозреваемый говорил, что готов признать, что действовал не один. Однако ему, видимо, объяснили, что, как несовершеннолетний, он не получит строгого наказания, и он взял всю вину на себя. Почему у следствия не возникло вопросов по поводу сообщников, непонятно. Поразила меня и позиция родителей: неужели, заходя в гараж, они не видели, что там происходит? Какое-то потрясающее равнодушие к судьбе собственного ребенка. Или расчет на безнаказанность? На мой взгляд, наше законодательство, особенно в отношении несовершеннолетних, излишне гуманно. Суд, принимая решение, руководствовался теми законами, которые имеются. По ним с парня действительно как с гуся вода. А поскольку у него нет источников дохода и никакой недвижимости, рассчитаться с пострадавшими он, скорее всего, не сможет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 5 =