Более 300 ребят по всей стране с нетерпением ждали результатов конкурса «Мой наномир». Томичам повезло: они узнали их первыми. Организаторы, Томский политехнический университет и информационный центр по атомной энергии, пригласили учащихся из Томска и районов области для объявления итогов. 84 работы были признаны абсолютными победителями, и 23 из них принадлежат нашим школьникам.
Конкурс проводится уже третий год и нацелен на популяризацию достижений науки и техники в области нанотехнологий среди учеников общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Он является логическим звеном целой сети мероприятий для детей. Это экскурсии, научно-популярные лекции, беседы о нанотехнологиях, мастер-классы. И некоторые участники всю эту цепочку прошли, – вводит в курс дела доцент кафедры наноматериалов и нанотехнологий ТПУ Анна Годымчук.
Интересная физика
До церемонии награждения ребята совершили виртуальную экскурсию по планетам Солнечной системы. Затем они познакомились с лучшими компьютерными презентациями, представленными на конкурс.
Учитель физики и математики Татьяна Беляева приехала в Томск со своими ученицами Ксенией Иванченко и Верой Лысаноговой из села Высокий Яр Бакчарского района.
– Я сама нанотехнологиями давно интересуюсь и детей увлекаю, – рассказывает Татьяна Васильевна.
Презентация Ксении посвящена тому, как при помощи нанопорошка можно победить рак, а Верина – какой эффект дают нанотехнологии в сельском хозяйстве.
– Эти работы не претендуют на что-то исключительное. Девочки для себя открытия сделали. Каждый что-то новое узнал. Это важнее, – говорит Татьяна Беляева.
Школа № 25 Томска стала рекордсменом по количеству участников – 11 человек!
– Подобные конкурсы стимулируют ребят к познанию, к изучению физики, – уверена педагог Надежда Семененко.
Один из ее учеников, Павел Брославский (окончил 8-й класс), стал победителем в номинации «Нанотехнологии для медицины». Он подготовил презентацию на тему «Идеальные шпионы, или нанодиагностика заболеваний».
– Я люблю читать фантастику и однажды наткнулся на книгу, в которой рассказывалось о подростке примерно моего возраста, которого стали лечить при помощи микророботов от рака крови. Мне очень понравилась эта книга, и, когда я увидел положение о конкурсе, я понял, что можно сделать презентацию на тему нанодиагностики. Это очень перспективная тема. С использованием нанотехнологий диагностика станет намного проще, удобнее, и мы можем узнать о себе много нового, – рассуждает Павел.
Авторы элективного курса
Томскую школу № 23 представляли маститые десятиклассники Василий Юричев и Роман Коростелев, победившие в конкурсе «Мой наномир» в 2010 и 2011 годах соответственно. Василий и Роман стали победителями в своих номинациях и на этот раз. Василий Юричев собирал информацию по наноспутникам.
– Спутники массой до 10 кг называются наноспутниками. Они дешевле и обладают очень большими возможностями, – поясняет юноша.
В презентацию Василий включил два видеофрагмента из истории космонавтики, в том числе о запуске первого искусственного спутника.
Роман Коростелев изучал риски использования нанотехнологий. Свою работу он закончил ребусами по теме презентации, которые сам придумал.
– Ребята каждый год на конкурс делают презентации по новой теме, – объясняет Людмила Трифонова, учитель физики школы № 23. – У нас уже есть четыре работы по нанотехнологиям. Их можно будет использовать для проведения элективного курса в 9-м классе. Так что у ребят получилось целое пособие.
Третий участник компании, Владислав Радзишевский, пришел поддержать друзей. По словам педагога, у него склонность к теоретической физике. Благодаря конкурсу Влада пригласили на кафедру наноматериалов и нанотехнологий ТПУ.
– Такого рода конкурсы и общение с вузовскими преподавателями очень полезны еще и потому, что в новых образовательных стандартах заложена основная методика обучения – исследование, – продолжает Людмила Борисовна.
Стоит отметить, что не только победители, но и участники конкурса «Мой наномир – 2012» получили дипломы, сертификаты и подарки.
– Человек, который взялся подготовить работу для конкурса, уже победитель, потому что он идет в верном направлении. В нужное время выбирает верный путь своего развития и строит мощный фундамент знаний для развития своей профессиональной карьеры, – считает доцент ТПУ Анна Годымчук.
Наша справка
На конкурс «Мой наномир – 2012» поступила 291 работа из 11 российских регионов, а также из Казахстана. 97 из них выполнили томские школьники, причем многие не одну. Участники представляли компьютерные презентации (обзорные, аналитические, научно-исследовательские) по семи направлениям:
- наноматериалы (свойства и виды наноматериалов, уникальные свойства наноматериалов, методы синтеза и изготовления наноматериалов);
- нанотехнологии в электронике (микроскопы для анализа наноструктур, наноэлектроника, нанороботы, наночипы, наносистемная техника, нанолитография);
- нанотехнологии для улучшения комфорта человека (наноматериалы в строительстве, катализе, текстильной и лакокрасочной промышленности, нанотехнологии для энергетики и машиностроения, наноматериалы в атомной, электротехнической промышленности и химического производства);
- нанотехнологии для медицины (биосовместимые наноматериалы, адресная доставка лекарств, лекарства на основе наноматериалов, нанодиагностика заболеваний, нанокосметология);
- нанотехнологии и окружающая среда (экологические риски нанотехнологий, токсичность наночастиц, социальные аспекты нанотехнологий, использование нанотехнологий для охраны окружающей среды);
- история нанотехнологий.
В тройку самых популярных номинаций вошли: «Нанотехнологии для медицины» – 81 работа, «Наноматериалы» – 57 и «Нанотехнологии для улучшения комфорта человека» – 47 презентаций.
комментарий
На ступеньку выше школьных знаний
Олег Хасанов, заведующий кафедрой наноматериалов и нанотехнологий ТПУ, доктор технических наук:
– То, что это полезно, мы уже видим третий год подряд, потому что получаем много очень интересных работ по исследованию нанотехнологий. В последнее время к этим исследованиям провозглашаются разные подходы, и школьники самостоятельно пытаются разобраться, где перспективы, где новые эффекты, как это может помочь в дальнейшем в жизни.
Для детей это, во-первых, познавательно, во-вторых, они учатся, в том числе с нашей помощью, правильно ориентироваться в этом огромном мире. Ведь наноматериалы окружают нас повсюду – в природе, быту, технологиях. Ребята пытаются понять, как это можно применить для новых разработок. Такие конкурсы нужны и им, и нам. Мы узнали способных молодых людей, с которыми можно работать дальше, которые будут учиться целенаправленно и заинтересованно. Когда мы анализировали поступившие презентации, во многих увидели оригинальные подходы, мысли. Это будущее развития многих высокотехнологичных отраслей. Данная сфера знаний интенсивно развивается, и чем раньше мы начнем изучать, понимать концепции, подходы в этих направлениях, тем понятнее будет дальнейший ход событий, дальнейшая эволюция наших знаний, промышленных технологий. Мы хотим, чтобы и школьники поднялись на одну ступеньку выше тех знаний, которые они получают в школе.
Интернет плюс научная литература
Сергей Шаляпин, руководитель Томского информационного центра по атомной энергии:
– Ребята с огромным удовольствием посещают различные мероприятия, связанные с нанотехнологиями. Например, многие дети, которые принимали участие в проекте «Азы наук» (он проходил в нашем центре совместно с кафедрой наноматериалов и нанотехнологий ТПУ), стали участниками и победителями конкурса «Мой наномир».
Работы в этом году на планку выше, чем в прошлом. Презентации структурированы, логически выстроены, богаты материалом не только из Интернета, но и из научной литературы, печатных изданий. Наши сотрудники полностью отслеживали номинацию «Нанотехнологии в электронике». Любопытно, что у многих школьников не было научных руководителей, то есть они сами находили информацию по теме своей презентации.