Хозяева томского экзотариума ищут новые площади, а владельцы здания по ул. Р. Люксембург, где зооколлекция размещалась последние два года, – новых съемщиков. Их пути разошлись, когда у зоопарка накопились долги по арендной плате – около 140 тыс. рублей. Хозяева экзотариума Евгений Шворнев и Мария Вторушина пытаются спасти свое детище, даже написали письмо губернатору с просьбой о помощи, но ответа пока не получили.
Долговая яма
– Сейчас нам нужны деньги, чтобы расплатиться с владельцами этого помещения, на перевозку животных в новое место и средства на то, чтобы это новое место арендовать, – рассказывает Евгений Шворнев. – Пока денег нет. Да и помещение найти не получается: если подворачивается что-то подходящее, то собственники не хотят зоопарка в своих стенах. Или сразу называют высокую цену: для нас 500 рублей за квадрат – ценник неподъемный.
Обычно школьные каникулы для экзотариума – горячая пора. Но этот июнь, несмотря на стабильные плюс тридцать, жарким не стал: из запланированных 20 экскурсий прошли только две. Евгений сетует как раз на аномальную жару, которая и распугала всех клиентов. А зоопарк между тем живет в основном продажей билетов: взрослые – 150, детские – 100 рублей.
– Для привлечения людей нужна реклама, а на рекламу тоже нужны деньги, – разводит руками Евгений.
Приют для животных
Томский экзотариум – не только место, где можно увидеть живую носуху или енота, но и единственный в городе центр передержки диких животных. Благодаря именно этой деятельности в зародившемся из частной коллекции рептилий зоопарке сегодня обитают 250 зверей – всего 100 видов. Сюда приносят диких животных с травмами: хищных птиц с перебитыми крыльями, слепнущего енота, пуменка без передней лапы – практически у каждого питомца есть своя трагическая история. Даже сторож здесь трехлапый: когда-то Марии Вторушиной принесли рыжую дворняжку, которую сбила машина. С тех пор поправившийся Рыжик и служит при зоопарке.
– Тех, кто после излечения может самостоятельно жить на воле, отпускаем, а остальные остаются на довольствии у нас, – рассказывает Мария. – Поэтому расходы на содержание и лечение животных растут. Частично эту проблему решает шефство, томичи спонсируют некоторых наших обитателей. Но большинство мы кормим сами. Каждый день уходит порядка 3 тыс. рублей в зависимости от того, кто питается. Например, змеи едят не каждый день. Но кормить их мышами все равно довольно дорого, а обычное мясо они не едят.
Последняя капля
Часто горожане просят продать какую-нибудь экзотическую зверушку, но Евгений и Мария от таких предложений отказываются, хотя иногда в качестве исключения продают неопасных мелких змей или хорьков. Раньше посетителям разрешали фотографироваться с питомцами, но потом передумали.
– Животных жалко, – объясняет Евгений Шворнев. – Ребенок, держащий в руках змею, из страха бросает ее на пол, если она только пошевелится. Последней каплей стал удав, который во время фотосъемки попал в вентилятор и чудом остался цел…
Присматривают за всем большим зоохозяйством всего четыре человека – у Евгения и Марии есть две студентки-помощницы. Поэтому трудятся здесь с утра до поздней ночи
Шестимесячным котенком Атоса приютили в зоопарке в марте этого года. Раньше он жил в уральском цирке шапито, но после драки с леопардом лишился и передней лапы, и крыши над головой. Зоопарки и цирки от малыша отказались. Где теперь будет жить безногий пуменок, пока неизвестно
Енот по кличке Шрек раньше любил похулиганить, ловкими пальцами в две секунды снимая с запястья часы или развязывая шнурки на ботинках у зазевавшегося посетителя. Впоследствии у животного развилась катаракта, и теперь он ничего не видит и признает только Марию и Евгения
ФОТО: МАКСИМ КУЗЬМИН