В путешествие из Томска в Каргасок в теплое время года рискуют отправиться только самые смелые туристы и те, кому пора навестить родственников. Сами жители северного поселка стараются с весны до осени поменьше ездить в областной центр. И дело не только в том, что дорога долгая и утомительная (8 часов), но и в том, что часть трассы не заасфальтирована, проехать по ней легковушкам очень сложно, а порой невозможно. Шансы попасть до места назначения вовремя сводятся к нулю.
Путевые заметки
От Томска до Каргаска 452 км. Из них около трети занимает грунтовая дорога. Цивилизация в виде асфальтового покрытия на трассе заканчивается после Чажемто. Машины идут со скоростью 40–50 км в час. Ехать в таком щадящем режиме мучение: минуты тянутся долго, и кажется, что этот путь бесконечен, но если поддать газу – трясти будет нещадно.
Траншеи на дороге – это последствия обильных дождей, которые прошли нынешней весной и размыли трассу. Затем свое дело сделали большегрузы, нескончаемым потоком идущие на север области, и дорога превратилась в вязкую кашу. В конце мая жители Каргаска, оказавшиеся отрезанными от «большой земли», перекрыли дорогу для фур, нефте- и газовозов. Парабельцы на столь радикальные меры не пошли, но планировали, так как запас некоторых продуктов и топлива в райцентре был на исходе. Из-за многочисленных жалоб людей на транспортную недоступность власти приняли решение закрыть проезд тяжелой техники с осевой нагрузкой более 8 тонн на участке с 17-го по 45-й километр.
Дорожный пирог
Сейчас же колеи практически не видно, на трассе работает специализированная техника, и большая часть проблемного участка уже отсыпана. Как пояснил «ТН» директор Томской областной дирекции дорожного фонда и автомобильных дорог Александр Кадесников, на дороге Могильный мыс – Каргасок работы ведет ОГУ «Областное ДРСУ», специалисты заняты одним из участков северного широтного коридора. На следующий год этот участок рабочие закроют асфальтобетоном. В этом же году, уже в августе, асфальт появится на участке дороги с 80-го по 103-й километр. И жителям Каргаска и Парабели станет немного полегче, да и время в пути уменьшится.
Пообщаться со специалистами областного ДРСУ корреспонденту «ТН» удалось, когда один из наших микроавтобусов, съехав на обочину, чтобы пропустить груженые КамАЗы, провалился в свежеотсыпанное дорожное полотно.
– Застряли? – интересуется мастер участка Юрий. – Сейчас поможем, наши КамАЗы вмиг вашу легковушку вытянут.
Юрий рассказал, что сейчас бригада областного ДРСУ трудится на 26-м километре дороги. Грузовики подвозят песок, экскаваторы сразу же перекладывают его на будущее дорожное полотно, каток утрамбовывает и ровняет дорогу.
– Завершаем отсыпку тела земляного полотна. Тут уложены несколько слоев: глина, щебень, песок, а потом будет еще асфальтобетон – в общем, получается слоеный пирог, – пояснил мастер.
Едва рассветет, бригады выезжают на объект и трудятся до самой темноты. Дорожники спешат: пока стоят погожие деньки, нужно сделать все, что запланировано. Грунты на севере в болотистой местности подвижные, если пойдет дождь, техника встанет. Как признаются специалисты, они готовы и дальше работать в авральном режиме, но деньги на дорогу Могильный мыс – Парабель – Каргасок в 2014–2015 годах были выделены властями только на участок с 15-го по 30-й километр. Общая сумма финансирования 239 млн рублей. Требуется в разы больше, но без помощи Федерации тут не обойтись. Однако эта трасса имеет статус региональной, значит, бремя реконструкции дороги будет тянуть областной бюджет, разбивая реконструкцию на участки по 10–20 км.