В зоне особого доступа

инвалиды_в_школе

Создание для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов соответствующих условий началось не вчера. Правда, понятие «инклюзивное образование» для нас относительно новое. Учились особенные ребята в основном на дому либо в специализированных коррекционных школах. Сегодня в соответствии с Законом об образовании в среднюю школу имеют право прийти дети практически с любым диагнозом. Понятие «необучаемый» теперь не применяется. Другое дело, что не все категории детей-инвалидов могут обучаться инклюзивно. По мнению специалистов, есть ребята, для которых специальные учреждения принесут больше пользы, чем массовые школы.

Какие именно условия создаются в нашем регионе для организации в школах безбарьерной среды?

Для всех и для каждого

По словам Анастасии Чубаровой, председателя комитета специального и дополнительного образования областного департамента общего образования, за первый год реализации программы «Доступная среда» в Томской области были адаптированы к приему детей с ограниченными возможностями три школы – по одной в Томске, Северске и Стрежевом. В 2013 году для учеников с инвалидностью дооборудовано еще четыре общеобразовательных учреждения, а в 2014 году – уже 25 школ. Положительные перемены налицо.

– Конечный показатель госпрограммы таков: 20% организаций должны быть доступны для детей данной категории. В заявке на 2015 год значится еще 19 общеобразовательных организаций, – пояснила она.

За четыре года на создание доступной среды в общеобразовательных учреждениях региона из бюджетов всех уровней направят 71,76 млн рублей. В среднем на оснащение одной школы выделяется около 2,25 млн рублей в год.

Безусловно, все мероприятия, предусмотренные программой «Доступная среда», проводятся не для галочки. К каждому случаю обучения в школе ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида обеспечивается индивидуальный подход. Например, как пояснила Анастасия Чубарова, если образовательное учреждение посещают инвалиды-колясочники, то деньги идут на проведение архитектурных преобразований (сооружение пандусов, подъемников и прочих средств). Помимо этого, средства по программе направляются на закупку учебно-методических комплексов, мультимедийного оборудования и услуги автотранспорта.

Раскрывая способности

Среди молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, которые хотят получить среднее специальное образование, есть лица с поражением опорно-двигательного аппарата, слабослышащие, слабовидящие, но основная масса – выпускники коррекционных школ. Последние могут обучаться в специальных группах, такие есть в Томском техникуме социальных технологий, все остальные особенные учащие­ся определяются в группы общего типа.

– Ребята получают специальности в нескольких учреждениях профессионального образования. В Томском техникуме прикладных строительных квалификаций они обучаются на штукатуров-маляров, маляров-строителей, в техникуме агробизнеса села Кожевникова – на швей, в Томском техникуме социальных технологий – на швей, мастеров по ремонту обуви. В числе новых профессий – рабочий зеленого хозяйства и вышивальщица ручной вышивки (этой специальности обучаются ребята со сложной структурой дефектов, у которых, например, нет руки). Впервые в 2014 году был произведен набор по специальности «сурдокоммуникация», – рассказала Светлана Твердохлебова, главный специалист комитета социального и ресурсного обеспечения департамента профессионального образования Томской области.

Она отметила, что в этом году учреждения профобразования региона подключились к федеральной программе «Доступная среда». Так, 5,3 млн рублей было направлено на дооборудование Томского техникума социальных технологий. Кроме того, в рамках областной программы «Развитие проф­образования на 2014–2020 годы» реализуется проект ресурсного центра инклюзивного образования, на что из регионального бюджета выделено 5 млн рублей. Это позволит техникуму социальных технологий не только обучать детей с ограниченными возможностями здоровья, но и вести переподготовку кадров для работы в инклюзиве. Также в программу «Доступная среда» на 2015 год вошли еще четыре учреждения профобразования: техникум промышленной индустрии и сервиса в Асине, Томский техникум прикладных строительных квалификаций, Томский колледж дизайна и сервиса и автодорожный техникум.

Однако пока полностью не снят вопрос с доступностью образовательных учреждений для учащихся-инвалидов.

– В настоящее время условно доступен лишь Томский техникум социальных технологий, но там ребята обучаются уже в течение 20 лет. Мы надеемся, что в следующем году сможем выйти по доступности зданий на новый уровень. Из областного бюджета нам выделили 4,5 млн, из федерального – 10,5 млн. С учетом этих средств доступность учреждений профобразования для инвалидов составит 20%, и на достигнутом мы не остановимся, – подчерк­нула Светлана Твердохлебова.

Согласно официальной статистике, в настоящее время в общеобразовательных учреждениях региона обучаются более 10 тыс. детей с ограниченными возможностями, из них 2,7 тыс. – дети-инвалиды. В том числе инклюзивно учатся 6,7 тыс. человек. Создание в школах региона безбарьерной среды ведется за счет государственной программы «Доступная среда на 2011–2015 годы». Томская область участвует в ней с 2012 года.

ЦИФРА

19 школ Томской области получат финансирование на создание в 2015 году доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 4 =