Спасти любой ценой

Давняя мечта томича-реставратора сбылась – у него есть представительский ГАЗ!

В мае 2023 года, повествуя об одной из томских автомобильных ретротусовок, в заголовке статьи я написал: «Где ЗИМ? Дайте ЗИМ!». И действительно, так хотелось увидеть среди «двадцать первых», «Волг», «Москвичей» и «Запорожцев» огромный семиместный представительский чемоданоподобный автомобиль, ассоциировавшийся в послевоенные годы с властью, партийной номенклатурой. Хотя, стоит заметить, немного трудились эти машины и в такси, и в скорой. Безусловно, черный красавец мог бы стать звездой любой автотусовки. Но вот беда – за давностью лет осталось их немного. Да и стоят дорого. Хотя для увлеченных людей нет ничего невозможного. Свершилось. Хотели ЗИМ? Как говорится, получите и распишитесь!

Водитель для…ЗИМа

– Идею покупки ЗИМа (ГАЗ-12) я вынашивал почти двадцать лет, – рассказывает, любовно поглаживая автоветерана по затертому черному крылу, его сегодняшний владелец – наш старый знакомый, любитель автомотостарины Глеб Агиенко. – Помните известный фильм, вышедший в 2004 году «Водитель для Веры», где такая машина сыграла практически главную роль? Не влюбиться в нее было невозможно. И я, тогда еще ребенок, на ЗИМа, что называется, запал.

Свою роль в любви томского пацана к машине сыграл и еще один ЗИМ, в двухтысячных долгое время прозябавший в нашем городе возле автомойки на улице Шевченко. Кино – это кино, а то был наглядный экспонат, который можно потрогать. В прямом смысле прикоснуться к истории. Его владелец, предприниматель Сергей Михалицын, хотел отреставрировать машину. Впрочем, что-то не сложилось, и она куда-то пропала. Но Глеб помнит, как ребенком ходил вокруг этого авто, завороженно разглядывая почти шестиметрового красавца с рубиновой звездой на стоп-сигнале, вмонтированном в крышку багажника, и веря, что когда-нибудь завладеет такой махиной. И вот месяц назад это произошло.

Но не нужно думать, что в нашей стране, даже имея деньги, можно вот так просто купить такую машину. Глебу пришлось пройти целый квест, чтобы добраться до ЗИМа, который он приобрел в соседнем Северске.

А дело было так. Последние полгода томич, заготовив энную сумму и решившись воплотить мечту в жизнь, ежедневно просматривал объявления по России о продаже подобных авто. В нашем регионе ЗИМов уже практически не осталось. И как-то не везло. Смущало два момента. Первый – это баснословная цена за более-менее живые экземпляры. Минимум полмиллиона, при том, что они всё равно нуждаются в реставрации. В итоге цена уплывает к сумме далеко за миллион. Второй – у многих таких авто проблемы с документами, поскольку, как правило, хозяева ЗИМов давно ушли в мир иной, но о наследстве толком не позаботились. Детям и внучатам-продавцам заморочки с документами ни к чему. Им только деньги подавай. Да и вообще снимать и ставить на учет старинные авто в разных регионах – проблема. При желании ГИБДД может придраться к любой мелочи, запретив эксплуатацию. Вот и получается, что купить-то можно, но что с ЗИМом потом делать? Первый же гаишник отправит на штрафстоянку.

Как это часто бывает в жизни, которая по своей сути иррациональна и плевать хотела на мирскую суету, томичу повезло. Во время одного случайного разговора с северским любителем старины всплыла информация о том, что в закрытом городе где-то в теории есть ЗИМ. Глеб начал поиски, в результате которых нашел женщину, работавшую на местной почте, которая рассказала, что у нее была подруга-вдова. Покойный муж её когда-то владел ЗИМом 1955 года выпуска. Машину в семидесятых он купил не новой в Новосибирске и пригнал в закрытый город. Причем, до своей смерти в девяностых активно эксплуатировал ее в ежедневном режиме. Девятнадцать лет назад хозяин машины умер. Больше о ней ничего никто не слышал.

Гнили практически нет

Со временем кое-как Агиенко все-таки вышел на вдову и выяснилось, что, действительно, у нее на Парусинке, в заваленном всяким хламом гараже с текущей крышей стоит тот самый недвижимый ЗИМ. Но она хочет сдать его на металлолом. Поскольку мотора и коробки передач в нем уже давно нет. Утрачены. Но, самое главное, на машину толком не оформлено наследство. Глеб понял: несмотря на косяки с документами, которые можно со временем выправить, второго такого шанса не будет. Тем более, что по «техничке» ЗИМ оказался в приемлемом состоянии. Снизу гнили практически нет. Кроме мотора и коробки передач – комплектный, а это нынче большая редкость. Даже родные колесные колпаки есть. Правда салон пострадал от влаги и времени, но и это для рукастого человека не критично.

– Я уяснил: если не заберу сейчас машину из старого сырого гаража, она здесь так и сгниет, – вспоминает Глеб. – В этой ситуации радовало то, что яма под машиной была засыпана и от нее не тянуло сыростью, чего нельзя было сказать о крыше гаража. Может, поэтому днище авто, у которого, кстати, несущий кузов, так хорошо сохранилось.

Томич взмолился не сдавать на металл автоветерана и продать ему ЗИМ за 150 тысяч. Женщина согласилась. Но заломила за машину аж 300, которых у Агиенко, конечно, не было.

В итоге сошлись на 175. Кстати, всплыла интересная деталь. Оказывается, ранее эта женщина уже выставляла ЗИМ на Дроме за миллион рублей. В ответ один из покупателей предложил ей за него 400 тысяч. Она отказалась. И ЗИМ продолжил дальше гнить…

Ну а что теперь, когда заветная покупка стоит у Глеба в гараже, и первоначальная праздничная эйфория сменилась суровыми буднями? Ведь понятно, что назвать «это» полноценным авто в данный момент трудно.

– Чтобы поставить ЗИМ на учет, все оформить, а начинать необходимо именно с этого, мне нужно поработать с документами, – рассказывает Глеб. – Это, конечно морока, но, как говорится, дорогу осилит идущий. Так же нужно найти мотор. С этим как раз проблем не будет, потому что он здесь изначально установлен от грузовика ГАЗ-51.

А вот знаменитую гидромуфту, отличавшую ЗИМ от всех оте-чественных авто и существенно облегчавшую жизнь водителю, найти, конечно, не получится. Глеб это понимает. Пока он хочет приладить обыкновенную механическую газелевскую коробку передач. Но это на первое время. В итоге же в планах томича, как минимум, установка современного японского мотора с автоматом.

Рестомод рулит

Сегодня подобными заменами (СВАПом) занимаются многие. Такое направление получило название «рестомод». Его суть в том, что в отреставрированный старинный автомобиль имплантируются современные агрегаты, которые не должны бросаться в глаза. Особенно этим увлекаются специалисты, переделывающие так любимые у нас 21-е «Волги». То есть внешне олдтаймер остается олдтаймером, но с современным уровнем комфорта, другими техническими параметрами, соответствующими уже нашему времени.

Конечно, с точки зрения музейного подхода, такие переделки – кощунство. Потому как полноценной аутентичной реставрацией, которую могут позволить себе только очень богатые люди, серьезные мастерские, типа известной томской мастерской братьев Барышниковых, строго говоря, не являются. Кстати, плодом труда Барышниковых – милицейской «Победой», установленной в одном из торговых центров, как яркой фирмовой игрушкой, можно любоваться вечно. Настолько тщательно она сделана. Браво.

Но, с другой стороны, подобный гораздо более дешевый способ позволяет эксплуатировать старинные авто в сегодняшнем непростом дорожном трафике практически каждый день, не особо ущемляя себя в комфорте и безопасности. Взять те же тормоза. В послевоенные годы на отечественных авто не было дисковых тормозов. Как и всяких там тормозных усилителей. Все ездили на тормозах барабанных, эффективно затормозить которыми, например, двухтонный ЗИМ просто нереально. Сейчас же на него вполне можно установить современную эффективную тормозную систему. Так же и со многим другим. Например, нормальным отопителем, кондиционером и так далее. А уж какие возможности по переделке салона с помощью современных материалов предоставляет наше время, и говорить не приходится. Главное, согласовать переделки с контролирующими органами и… вовремя остановиться. Так как такие проекты иной раз грозят просто разорить владельца. Сколько людей, поддавшись моде на ретро, начинали похожую реставрацию и в итоге её не вытягивали.

Но Глеб Агиенко не из таких.

– Я слишком долго мечтал об этой машине, чтобы останавливаться на полпути, – говорит он. – Меня поддерживает моя семья, родственники. Они помогли мне и с денежными средствами на покупку. За это я им благодарен. Знаю, что многие супруги, когда речь заходит о немалых суммах, потраченных из семейного бюджета на авто, устраивают истерики. В моей семье такого не было. Наоборот, супруга как-то сказала: «Да купи ты уже этот ЗИМ! Ведь пока не купишь – не успокоишься». Так и вышло. Думаю, когда мы всей семьей выедем после реставрации в город, все волнения, денежные вложения окупятся сторицей. Ведь в Томске других ЗИМов нет.

Сколько времени планирует потратить на реставрацию томич? Сам Глеб очень осторожно оценивает этот срок в четыре года. Кому-то они покажутся вечностью. Но любой реставратор скажет, что подобные проекты, да еще практически в одиночку, быстро не делаются даже с учетом современных агрегатов, искать которые по всей стране не нужно. Ведь даже просто найти помещение для работ с огромным ЗИМом, который в стандартный гаражный бокс еле помещается – та еще задача.

Что ж, пожелаем Глебу Агиенко удачи, которая уже обласкала его один раз. Удачи и трудолюбия. Ведь без сотен, если не тысяч часов технических работ здесь не обойтись.

Справка «ТН»

ЗИМ (ГАЗ-12) – автомобиль представительского класса, выпускавшийся на ГАЗе с 1949 по 1959 годы. Всего произведено порядка 21500 авто.

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев