Чужая семья

Через 12 лет приемные родители вернули ребенка в детский дом

«Прихожу утром на работу, открываю свежий номер вашей газеты, просматриваю заинтересовавшую меня статью и вдруг понимаю: это про мою Настю!» Уже в редакции «ТН» рассказывает предысторию томичка Елена Степашкина, еще раз переживая бурные эмоции.

В начале ноября в «Томских новостях» вышел материал о воспитанниках «Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей города Томска» («ТН, «Близко к сердцу», № 44 от 03.11.23). В нем шла речь о судьбах ребят, которые попадают в центр, в детский дом, как его по-прежнему многие называют. Настя – одна из героинь этого материала. С трех до 15 лет она была под опекой в семье, а потом ее… вернули. В ней Елена Степашкина узнала свою подопечную. По большому счету для Насти она чужой человек. Еще полгода назад они не знали о существовании друг друга. Все изменилось, когда Елена стала наставником Насти в самый трудный момент ее жизни.

– История этой девочки коснулась меня лично и моей семьи. Мне трудно представить, что могло произойти с приемными родителями, которые 12 лет воспитывали ребенка, а потом его бросили. Но речь не о них, а о Насте. Каждый день, который она проживает в детском доме, ей дается с трудом, потому что она абсолютно домашний ребенок, – говорит Елена Степашкина.

Плечо Елены

По профессии Елена педагог-библиотекарь, по жизни – неравнодушный человек. Наверное, именно поэтому девять лет назад она стала волонтером. Проводила в детских домах творческие мастерские, спортивные занятия, общалась с детьми. Когда в благотворительном фонде «Меркурия» родился проект «Наставник», вошла в число его первых участников. К этому времени у Елены появилось желание уделять больше внимания какому-то одному ребенку.

Елена объясняет, быть наставником – это работа, осознанный выбор, а не сиюминутный душевный порыв. Потенциальные кандидаты в наставники проходят серьезную подготовку: их обучают, проводят тестирование, консультируют в ходе проекта. Первой подопечной Елены была 13-летняя Таня, она остро нуждалась в наставнике. Елена опекала ее больше четырех лет, пока Таня не выпустилась из детского дома. Ей скоро 19, но и сейчас они остаются на связи.

– Таня выросла, стала самостоятельная. У нас с мужем тоже взрослые дочери, а мы еще считаем себя молодыми, у нас много энергии и тепла, которое мы можем отдавать детям, – рассуждает Елена.

На одном из волонтерских собраний в фонде она сообщила, что готова стать другом еще для одного ребенка, и, конечно, девочки.

Наставники на вес золота, их мало, а детей, которым они нужны, гораздо больше. Куратор проекта позвонила Елене буквально через несколько дней: «В детский дом поступила замечательная девочка, ей нужны вы». Это была Настя.

– На встречу мы поехали вместе с супругом. Увидев ее, я поняла: эта девочка не такая, как Таня. Настя домашняя, открытая, очень общительная, – обращает внимание Елена. – Мы с мужем взяли ее за руки и сказали, что будем для нее наставниками, будем дружить, ходить в кино и приглашать к нам в гости.

Ты меня не оставишь!

Полтора месяца летних каникул (почти весь отпуск Елены) Настя провела в ее семье. И, как в любой другой обычной семье, они ссорились, мирились, договаривались. Бытовые вопросы, утверждает Елена, у Насти хромают однозначно: утром встала – постель не заправила, поела – посуду оставила на столе. Как это знакомо, правда?

На каникулах Настя отдыхала, встречалась с друзьями. Пару дней помогала Елене на работе, иногда занималась музыкой, читала. Вместе катались на велосипедах, помогали бабушке на огороде (Настя собирала ягоду), ездили в лес по грибы.

Лето пролетело – Настя вернулась в детский дом. Елена видится с ней два раза в неделю и как может ее поддерживает. Они гуляют, ходят в театр, на концерты на выходных.

Если идут в кино, в приоритете сильные, смысловые картины. Последний фильм, который они вместе посмотрели, – «Повелитель ветра» о кругосветном путешествии Федора Конюхова на воздушном шаре.

– Он о преодолении стихии, силе воли, духа, любви и безграничных возможностях человека. Настю такие картины впечатляют, – уверяет Елена и добавляет, что она с интересом смотрит и советские кинофильмы.

Иногда Елена заезжает к ней после работы.

– Можем немного посидеть в машине, попить кофе, поговорить. Ездим на озеро, где мы с супругом ежедневно купаемся – занимаемся моржеванием. Настя каждый раз трогает водичку и каждый раз искренне удивляется: «Она же ледяная, как в ней можно купаться?!» – улыбается Елена.

– На днях мы разговаривали, хочет ли Настя в семью, – продолжает она. – Настя сказала: «Я боюсь, что меня снова бросят». И еще. Она считает, если пойдет в другую семью, то предаст своих прежних родителей. В свои 14 лет девчонка понимает, что такое предательство. В то время как саму Настю предали уже дважды. Сначала кровная семья, когда она оказалась в детском доме, потом – приемная, когда ее вернули.

В свой адрес Елена услышала самые дорогие для себя слова: «Я точно знаю, ты меня не оставишь!».

Как сказала Елена, в последнее время Настя стала интересоваться книгами по психологии человеческих взаимоотношений.

И волшебная флейта

В школе Настя успевает на 4 и 5. Но, оставшись без родительской поддержки, появились проблемы, откуда их не ждали. Настю устроили в сильную школу – постарались в детском доме. Однако, закончив четвертую четверть, она попросила с нового учебного года перевести ее в другую, куда ходит большинство воспитанников центра. И дело тут не в слабой подготовке Насти. Мягко говоря, не все одноклассники могут быть чуткими к чужой беде.

Помимо школы Настя занимается в Томском музыкальном колледже имени Эдисона Денисова. Восемь лет она играет на флейте, и чтобы не прекращать занятия, на помощь пришли томские педагоги. По словам Елены, она очень любит музыку и в будущем мечтает получить музыкальное образование.

У наставника есть планы и на приближающийся Новый год. Елена Степашкина заверила: рождественские каникулы Настя проведет не в детском доме, а у них в семье:

– Будем отдыхать, веселиться, кататься с горок. Ну и ее личные встречи, общение с друзьями никто не отменял.

Каждому ребенку очень нужен взрослый, чтобы его жизнь сложилась успешно, предсказуемо, чтобы маленький человек был уверен в себе. И лучше всего это могут сделать родители.

Автор: Светлана Захарова

 

Большинство кризисных ситуаций можно разрешить

Маргарита Дмитриенко, педагог-психолог Службы сопровождения замещающих семей «Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей города Томска»

– К большому сожалению, «вторичное сиротство» сейчас достаточно распространенное явление. Это когда семья охотно берет маленького ребенка из детского дома, но в подростковом возрасте (или раньше) возвращает обратно, столкнувшись с трудностями в воспитании. Это крайне болезненная ситуация для ребенка, которая не может не оставить ему серьезной душевной раны. Реабилитировать таких детей, ставших дважды, а то и трижды сиротами – а значит, дважды или трижды переживших предательство близких людей, крайне трудно.

Когда семья принимает решение расстаться с ребенком навсегда, и это не связано с форс-мажорными обстоятельствами жизни, по большому счету, есть две реальные причины возврата. Первая – отсутствие подлинной привязанности и психологической близости между родителями и приемным ребенком, когда в семье спустя несколько лет совместной жизни так и не возникло общих точек соприкосновения, общих радостей и горестей, общего опыта их преодоления и взаимной поддержки. Я не имею в виду большую взаимную любовь между приемными родителями и ребенком, она может и не возникнуть, но отношения поддержки и терпеливого принятия друг друга очень важны и вполне достижимы!

Вторая причина – изначальные идеализированные ожидания родителей от приемного ребенка. Он никогда не будет таким, каким взрослые себе его нарисовали. Он индивидуален, уникален, у него своя траектория развития, которую мы можем только отчасти направлять и регулировать, но не зачеркивать и создавать совершенно новую. Мы не можем вкладывать в ребенка свои психологические потребности, потому что он не ответственен за наши мечты – хозяева их мы, – и мы должны сами научиться их реализовывать. К тому же дети-сироты в большинстве сильно уступают детям, растущим в семьях, в физическом и психологическом развитии, в эмоциональном плане и навыках социализации. Это неизбежные последствия дефицита родительской любви и заботы, психологической и физической депривации, жестокого обращения, пренебрежения детскими нуждами – всего того, что пришлось пережить этим детям до детского дома. И ждать от ребенка, пусть взятого даже в самую любящую семью, быстрого изменения – напрасно и очень нереалистично. В противном случае приемные родители сталкиваются с большим разочарованием и массой других неприятных чувств и к ребенку, и к себе.

Часто решение приемных родителей вернуть ребенка в детский дом – это не про их жестокость и бесчеловечность, это своеобразный жест отчаяния и бессилия. Семейная ситуация зашла так далеко и вышла из-под контроля, между родителями и ребенком накопилось столько негативных чувств и претензий, что, кажется, вот-вот семья рухнет, лопнет по швам. В таком случае крайне непросто всем – и родителям, и ребенку, и потому возникает импульсивное желание сбежать из ситуации, которая видится тупиком. До такой ситуации важно не доводить, не пускать трудности в выстраивании отношений с ребенком на самотёк.

Практика показывает, что большинство таких кризисных ситуаций можно разрешить при условии профессионального сопровождения. Приемная семья всегда может обратиться в службу сопровождения замещающих семей, в кризисные центры, где специалисты готовы оказать помощь и поддержку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 4 =