На берегу «Дороги жизни»

Колпашевцы обрели здесь дом, Родину и судьбу

В первое воскресенье апреля – День геолога. Я, как всегда, звонила маме. Она, как всегда, смеялась. Рассказывала, как встретила свой профессиональный праздник с подругами – ветеранами Колпашевской геологоразведки. Маме – 76 лет, подругам – плюс-минус столько же. Легендарные люди. Большинство из них приехали в город Колпашево в возрасте 20-25 лет и всю трудовую жизнь занимались поиском нефти. Их мужья – на буровых в тайге, женщины – в геофизических партиях, в конторе Томского геофизического треста, в вычислительном центре.

Людмила Андреевна Корнева

Маленький, но гордый

Долгие десятилетия Колпашево носил звание «города геологов». Именно здесь осенью 1954 года была найдена первая в Западной Сибири нефть. Искать её начали в 1939-м, когда был создан Западно-Сибирский нефтяной геологоразведочный трест с конторой в Новосибирске. Геологические поиски нефти и газа шли почти 15 лет, их не остановила даже Великая Отечественная война. Искали по всей огромной Сибири, а нашли в маленьком Колпашеве, и город на 50 лет превратился в один из центров геологии и геофизики СССР. Сюда поехали молодые, образованные и талантливые люди из разных концов страны, чтобы участвовать в нефтеразведке, бурении, добыче «чёрного золота». Их влекла романтика таёжной жизни и желание участвовать в значимом для страны деле.

Выпускники Московского, Ленинградского, Казанского университетов, Томского политехнического института, Грозненского нефтяного института и нефтяного техникума – молодые, смелые, весёлые приезжали в полудеревенский городок и оставались жить и работать, создавать семьи и растить детей. Кто-то не выдерживал суровых условий, возвращался в более комфортные регионы. Но для большинства Сибирь стала домом, Родиной и судьбой.

«Хотелось увидеть снег»

Вместе с фотографом Сергеем Захаровым мы реализовали в Колпашеве фотопроект под названием «Мы здесь навсегда» – про людей, которые оказались в этом городе волею случая или благодаря непреклонной воле судьбы, которая всегда весомее, чем прихотливый случай. Кто-то из наших героев должен был жить в Стрежевом, кто-то в Новосибирске, Казани, Грозном, Ленинграде, но неисповедимые пути вели их в Колпашево. Они ехали, думая, что ненадолго, а оказалось – навсегда. Некоторые из них – навечно.

Этот фотопроект появился благодаря моей маме, Людмиле Андреевне Корневой. Она родилась в Северной Осетии, в Моздоке, где жила её большая семья. Училась в нефтяном техникуме в Грозном и по распределению поехала в Сибирь. Направление, уводившее её далеко от родных краёв, мама выбрала сама. Молодая кровь толкала к решительным поступкам, хотелось увидеть новые места, тайгу, встать на лыжи, на которых она никогда не каталась. И снега она в свои 19 лет ни разу не видела. Хотелось романтики, приключений, героического труда в молодой нефтегазовой отрасли региона.

Мама думала, что отработает на севере положенные три года и вернётся в родные края. Но на спартакиаде геологов встретила моего отца, который тоже был приезжим, из Смоленской области. Он работал в Каргаске в буровой партии и активно занимался лёгкой атлетикой. Через несколько лет родилась я, потом моя сестра. Сибирь стала для наших родителей домом. Как и для тех людей – геологов, геофизиков, буровиков, топографов, среди которых мы выросли.

«Роднее Колпашева ничего нет»

Одна из героинь фотопроекта «Мы здесь навсегда» – Наталья Кукушкина. Она программист по профессии, работала на самых первых, гигантского размера компьютерах в вычислительном центре геофизического треста в Колпашеве. Программистом Наталья Степановна была талантливым, даже на пенсии продолжала выполнять заказы, поступавшие от геофизических организаций Сибири. А сейчас она активный и творческий участник общественной организации «Ветеран-геологоразведчик», много путешествует по России и продолжает жадно любить жизнь – так же, как в юности. Почему она не уехала из Колпашева, когда Томский геофизический трест (ТГТ) прекратил своё существование?

 

Рассказывает Наталья Кукушкина:

«Я училась в Томском политехническом институте на прикладной математике. Распределение было в конструкторское бюро в новосибирский Академгородок. Моя мама всегда мечтала, чтобы я занималась наукой, была учёной. Мне понравилось в Академгородке, там встретили хорошо, служебную квартиру дали. Но мой молодой муж ещё доучивался в Политехе, и, когда у него было распределение, он захотел в Колпашево. Я была в декретном отпуске, так что поехали сюда. А здесь рыбалка! Квартиру дали. Живи и радуйся! Но у меня была надежда, что мы вернёмся в Новосибирск. А потом меня захватила работа. Руководители ТГТ были очень умные люди, с идеями. Они такие задачи ставили, что продыху не было. Одна задача интереснее другой – в программировании, в геофизике. Я постоянно изучала что-то новое, ездила в командировки, общалась со специалистами-геофизиками из разных концов страны».

Вся жизнь проходила в кругу геофизического треста. А когда муж умер, дети выросли и уехали, я стала задумываться – что для меня Колпашево, зачем оставаться там. Я поездила, посмотрела, где ещё можно жить. Пробовала остаться в Ярославле, в Мытищах, в Казахстан съездила – это моя родина. Хотя никого из семьи уже не осталось, я думала, что само место мне родное. Даже в Таиланде пожила, мой сын там купил квартиру. А когда из-за пандемии ковида две зимы безвылазно провела в Колпашеве, я вдруг поняла, что лучше этого места нет. Здесь у меня есть главное – общение с людьми, которых знаю много лет, и виртуальное – со всеми, кто далеко. Здесь можно жить простой, удобной жизнью, быть ближе к природе. Я нынче всю зиму смотрела на снегирей, их так много в Колпашеве!

«Мясная королева» Колпашева

Но в Колпашеве жили не только геофизики. Здесь был мощный речной флот, большой завод «Металлист», военная часть космического назначения, крупный мясокомбинат. Долгие годы комбинатом руководила женщина, которую в глаза и за глаза называли «Мясной королевой» – Татьяна Паутова. Сила характера Татьяны Федосеевны и её управленческий масштаб были поистине королевскими.

 

Рассказывает Татьяна Паутова:

«Я окончила техникум пищевой промышленности в Улан-Удэ и по распределению приехала в Колпашево. Здесь шло бурное развитие нефтегазодобывающей промышленности, правительство озадачилось тем, как кормить приезжающий народ. Стали развивать мясокомбинат, я попала сюда технологом. Это был 1968 год, мне исполнилось 19 лет. На предприятии я фактически родилась как личность, жизнь заставила многому научиться. Склад характера у меня не женский. Я работала, в основном, с мужчинами, так что храбрости набралась. Прошла через все должности, 20 лет была главным инженером, потом директором. Столько всего построила на комбинате, переделала всю техническую часть, поставила холодильники объёмом до 700 тонн единовременного хранения мяса. Сколько оборудования туда привезла! Я была полностью увлечена работой, можно сказать, пахала. В первый же год меня отправили в Финляндию в командировку, оттуда поехала в отпуск к родителям в Восточную Сибирь. У меня была куча восторгов! Так всё захватило в Колпашеве, что я даже не думала, что куда-то надо переезжать. Город развивался, народ жил умный, люди были «элитные». Здесь жили немцы, евреи, эстонцы, было много потомков старой интеллигенции, сосланных в Нарымский край. Даже староверов я здесь застала».

Когда началась «перестройка», комбинат стали банкротить. Я три года за него боролась, сократила коллектив, урезала зарплату, сделала мини-производство. Но меня всё-таки выжили. Время было такое – кто мог, прихватывал нужное. Я ушла. Взяла в аренду помещение, открыла цех полуфабрикатов и 10 лет работала частным предпринимателем. Делала пельмени, котлеты, манты, чебурята. Но мне было уже 64 года, я устала, родился внук. Так что я заплатила все налоги и завершила деятельность.

Я люблю Колпашево. А больше всего люблю Обь, с первого дня, как сюда приехала. Она для меня как «Дорога жизни», я часто приезжаю на берег реки. Этот объём, простор, вода на меня действуют очень положительно. Из Колпашева я никуда не уеду. Здесь у меня муж похоронен, и для себя я уже место приготовила.

* * *

Для десятков тысяч дерзких, умных, увлеченных маленький городок Колпашево на севере Томской области стал местом силы. Стал домом, родиной и судьбой.

Автор: Ирина Корнева
Фото: Сергей Захаров, Лолита Моисцрапишвили