Антибраконьерский закон защитит леса России

Татьяна Александрова

В конце августа в большом зале обладминистрации прошло выездное совещание Федерального агентства лесного хозяйства на тему «Реализация положения 415-го федерального закона об учете древесины и сделках с ней. Предотвращение незаконной заготовки и транспортировки древесины».

TNews749_06_CMYK

По наказу президента

Этот закон лесники ждали давно. Неслучайно география участников рабочего совещания и заявленных в его программе выступающих была достаточно широка и представительна: Алтай, Новосибирск, Красноярск, Кемерово, Забайкальский край, Хакасия и другие регионы Сибири.

Между собой специалисты лесной отрасли называют 415-ФЗ антибраконьерским, потому что в первую очередь он направлен на борьбу с незаконными рубками и с продажей незаконно заготовленной древесины. Число рубок зашкаливает: ежегодно по РФ фиксируется 18 900 незаконных рубок – истребляется порядка 1 млн кубометров древесины, ущерб составляет более 9 млрд рублей. Выявляется же не более 60% случаев (за одну незаконную рубку теряется примерно 50 кубометров леса – объем одной «воровайки»).

Прозвучала на совещании и нелестная информация о том, что уже больше 20 лет государство не выставляет никаких требований лесопользователям по поводу учета древесины, ведения записей по объему, сортиментному составу. До сих пор государство устранялось от того, как осуществляется оборот древесины. Дальше терпеть катастрофические убытки в лесной отрасли оно не намерено, о чем уже не раз заявлял Владимир Путин. Именно на основе неоднократных поручений президента и был разработан Федеральный закон № 415-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Он, кстати, логично интегрирован в Лесной кодекс РФ.

Древесина становится товаром

О предпосылках его разработки, механизме учета древесины и сделок с ней обстоятельно рассказывал собравшимся заместитель генерального директора ФГУП «Рослесинфорг», руководитель постоянно действующей группы по реализации 415-ФЗ Александр Мариев:

– Это обширный и сложный закон, касающийся многих участников лесных отношений, поэтому без такого широкого обсуждения формирование единообразной практики его применения будет невозможно. А практика эта должна быть понятной и простой для всех. И, пока все нормы не вступили в действие, у нас еще есть возможность их подкорректировать. Главное сейчас для нас всех – одинаково мыслить и одинаково действовать, без разночтений.

Александр Мариев также подчеркнул, что 415-ФЗ носит не только антибраконьерский, но и отраслевой характер. Впервые в нем сформулирован главный тезис: древесина – это товар, и государству не все равно, как он передвигается внутри страны и за ее пределами.

– В рамках принимаемого закона мы выходим на лесную экономику, – отметил докладчик. – В Лесном кодексе появились нормы, когда лесники наконец-то будут иметь прямое отношение к древесине, когда из лесного участка будет выходить не «размытая порода» леса, а конкретные объемы определенного породного и сортиментного состава.

Сейчас на основе этого закона возникают перспективы перехода нашего лесного хозяйства на рыночные рельсы.

Разложить по полочкам

А затем один из авторов нового закона представил специа­листам его структуру, в которой появились не только отдельные направления, но и три самостоятельные главы:

1. Учет и маркировка древесины.

2. Транспортировка древесины и учет сделок с ней.

3. Внедрение единой государственной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС).

Новеллы 415-ФЗ:

1. Ввод обязательного учета древесины (раньше добровольно применялся).

2. Наличие сопроводительного документа при перевозке древесины.

3. Декларация о сделках с древесиной.

4. Внедрение ЕГАИС.

Александр Мариев в течение выступления не один раз обращал внимание собравшихся на то, что «тяжелый», слишком объемный закон будет внедряться не с наскока, а последовательно. Хронология вступления в силу ­415-ФЗ такова:

– с февраля 2014 года – запрет на отчуждение древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд;

– 1 июля 2014 года – новые нормы по транспортировке древесины (наличие сопроводительных документов);

– 1 января 2015 года – обязательный учет и маркировка древесины, введение ЕГАИС, подача отчетности в электронном виде, наступление ответственности за транспортировку древесины без сопроводительных документов;

– 1 июля 2015 года – декларирование всех сделок с древесиной, наступление ответственности за нарушение порядка учета древесины и несвоевременное предоставление информации в ЕГАИС;

– 1 января 2016 года – наступление ответственности за непредоставление декларации о сделках с древесиной.

Чье бревно?

Главное в законе – сделки с древесиной, а не ее транспортировка из пункта А в пункт Б. Государству важно знать, как переходит право собственности от одного лица к другому, кто его продает и кто покупает. «Чье это бревно?» – вот ключ закона. Если перехода права собственности нет, тогда нормы закона ФЗ-415 не применяются.

Закон выстраивает в полном объеме цепочку взаимодействий: срубил – продал – купил. При таком подходе посредники-перекупщики не смогут получить древесину от бабушки, выписавшей ее для собственных нужд. Сделать это не позволит информационная база данных ЕГАИС.

Ожидается, что с середины следующего года рынок сбыта у перекупщиков заметно упадет.

В единой базе ЕГАИС

В информационной базе ЕГАИС нужно заявляться и отчитываться всем участникам финансовых операций на основе деклараций. В ЕГАИС будут занесены такие данные, как ИНН и номер декларации, а с 1 июля 2015 года – номер декларации о сделке. Информация о транспортировке древесины должна быть занесена в систему ЕГАИС минимум за один день до вывоза древесины из леса, и этот нюанс предстоит учитывать при ее заполнении.

ЕГАИС будет находиться в открытом доступе, поэтому станет достоянием общества, «зеленых».

Что волнует бизнес?

Целую серию вопросов задал одному из разработчиков нового закона председатель НПП «Союз томских лесопромышленников и лесоэкспортеров», председатель совета директоров ООО «Томлес­древ» Антон Начкебия:

– Что такое сделка? Где границы вывоза древесины из леса, учитывая то, что у нас есть технологические и автомобильные дороги? ЕГАИС потребует дополнительных расходов на предприятиях. И как это отразится на цене конечной продукции?

Ответ от эксперта последовал незамедлительно:

– Государству не интересно движение древесины, ему нужен владелец, хозяин.

Важно понять предмет вопроса.

Закон, по словам Александра Мариева, носит универсальный характер.

Что касается финансовых затрат, вряд ли они будут значимыми для бизнеса. ЕГАИС будет доступна всем участникам лесных отношений абсолютно бесплатно. Основная часть средств по запуску и обеспечению работы системы ложится на федеральный бюджет.

Когда страдает бабушка?

Термин «бабушка» участники совещания активно применяли во время обсуждения, имея в виду категорию пожилых людей, которых обманывают перекупщики. Самый простой пример, когда вместо 50 кубов дров привозят 30, остальное забирают в счет доставки.

– Почему бабушку можно привлечь к ответственности за нарушение пожарной безопасности, а за перепродажу древесины для собственных нужд нет? – задается законным вопросом начальник Департамента лесного комплекса Кемеровской области Геннадий Липатов.

Теперь со стороны государства идет активная подвижка в разрешении этой дилеммы. Как пояснил Александр Мариев, бабушка, перепродавшая древесину для собственных нужд, ответственности нести не будет, но ее понесет покупатель этой древесины.

Жить по закону

Завершая совещание, заместитель губернатора по агропромышленной политике и природопользованию Андрей Кнорр озвучил первые шаги, которые предпримет областная власть в целях защиты своего зеленого хозяйства: установить три поста так называемого общественного контроля на стратегических направлениях – это Шегарка, Асино, Новосибирская область.

– У нас зарегистрировано более 300 арендаторов лесных участков, занимающихся заготовкой древесины, – сказал Андрей Филиппович, – поэтому мы заинтересованы в скорейшей реализации этого закона на территории Томской области. Перекрыть все дороги в Томской области невозможно. А вот не допустить незаконную продажу гораздо проще. Есть декларация, по ней все видно, так что хулиганить осталось максимум год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − одиннадцать =