Арифметика Вяткина

85, 52, 20, 300 тыс., 12, 15 тыс… Не игра цифр, а жизнь

Есть в Томске место, которое у Николая Александровича, экс-генерального директора АО «Томскэнерго», отмечающего в эти дни свое 85-летие, всегда вызывает особые эмоции. Это памятник его земляку-вятичу Сергею Кирову на проспекте Ленина. Возле него Вяткин провел свою первую ночь в Томске. В политеховском общежитии тогда случилось нашествие клопов, и никогда не видевший этих кровожадных насекомых в таком количестве морячок ретировался из комнаты. Натянув поглубже бескозырку, просидел абитуриент ТПИ у ног Кирова до самого рассвета, вспоминая свою, тогда еще короткую, но уже полную потерь, переживаний и открытий жизнь. Та «кировская» ночь раздумий, укрепившая его в решении стать энергетиком, оказалась для Николая Вяткина началом большого пути.

Быть тебе, Колька, электриком!

…Над вопросом, кем стать, Колька Вяткин никогда особо не задумывался. Пацаном, сбежав из детского дома (отец – председатель колхоза, получил срок 10 лет за то, что помогал своим голодающим, а не поволжским, как требовало правительство, мама умерла, четыре сестры оказались в детдоме) и вернувшись в родное село на Вятке, он принялся выживать. Пас колхозный скот, заготавливал дрова, сам кашеварил, содержал дом, чинил одежду и с большим удовольствием учился в школе соседнего села. Вечно что-то мастерил и заслушивался рассказами странного учителя физики, который утверждал, что придет время и встроенный в стену кусочек чего-то там будет обогревать весь дом. Кто-то смеялся над этими сказками. Колька к ним относился серьезно. Серьезно он отнесся и к урокам, на которых узнал об электричестве, смастерил под окнами четырехметровую вышку, на верхушке ее закрепил старый тракторный генератор, а чтобы получилась ветряная электростанция, приладил подобие лопастей. На светящуюся лампочку-двенадцативольтовку сбежалось посмотреть все село, а взрослые тут же сделали вывод: «Быть тебе, Колька, электриком!».

Но серьезно электричество как дело жизни всплыло неожиданно среди волн Балтийского моря. После окончания речного училища Вяткин ушел в армию. Попал на флот, на флагманский крейсер «Свердлов», где довольно быстро сделал головокружительную карьеру – в ранге старшины занял офицерскую должность главного энергетика. Теперь понятно его особенно трепетное отношение к подводной лодке К-150 «Томск», над которой он долгое время шефствовал в 2000-х… После службы поступил в ТПИ, чтобы стать инженером-электриком. Уже студентом практически прописался на томской ГРЭС-2. Был стипендиатом станции, проходил здесь практику, да и просто частенько подрабатывал. Распределился после вуза сюда же, на ГРЭС-2, где опять Вяткина настигла стремительная карьера. Оглянуться не успел, как электромонтер стал дежурным инженером станции. Молодо, в случае с Вяткиным, оказалось не зелено… Он навсегда запомнил чувство, испытанное на его первой строительной площадке. Каждый раз, ступая по летному полю аэропорта Богашево, Николай Александрович вспоминает жаркое лето 1963-го. В стране тогда пик популярности переживали студенческие строительные отряды, и ССО «Энергия» ТПИ, командиром которого он был, собирался на освоение целинных земель Казахстана. Палатки, обмундирование – все, что требовалось для работы в полевых условиях, следовало купить самим. Деньги на это зарабатывали в Богашеве – расчищали от леса площадку под будущий аэродром. И это была его первая строительная площадка. Потом в его жизни их будут сотни, но взлетная полоса аэропорта в памяти навсегда осталась как взлетная полоса студента-энергетика в дело, которому отдано 52 года.

Асиновская страничка

Если учитывать значимость конкретного человека в истории населенного пункта, то как минимум в сотне сел, городов и деревень Томской области одна из улиц может смело носить имя Вяткина. Асино, Берегаево, Узень, Красная Горка, Тегульдет, Батурино, Томск, Первомайское… Построенные под его руководством линии электропередачи и подстанции давали экономике этих населенных пунктов, жизни в них, совершенно иное качество. Особенно это касается асиновского этапа в жизни Вяткина. Там он развернулся в полной красе, решительно взявшись за электрификацию всех пяти регионов Причулымья – Асиновского, Зырянского, Первомайского, Тегульдетского, Верхнекетского районов. Это были регионы-кормилицы области, где расцветала лесная промышленность и сельское хозяйство. Ни тотальное бездорожье, ни отсутствие специальной техники не мешали Николаю Александровичу тянуть линии электропередач и строить подстанции. Создав мощную по тем времена производственную базу сетей, сформировав крепкий коллектив, он сыграл серьезную роль в социально-экономическом развитии этих районов.

В профессии к Вяткину больше всего подходит определение «новатор», на счету которого около 15 тыс. километров построенных ЛЭП высокого напряжения и 12 крупных электроподстанций. Возглавив энергетику Томской области (а генеральным директором «Томскэнерго» Вяткин проработал 20 лет), он не только создавал новые мощности, выстраивая принципиально новую систему электроснабжения Сибири, но и активно совершенствовал технологические процессы. Кстати, он всю жизнь следил за новинками в отрасли. Это он уже в ранге энергетического «генерала» настоял на переводе родной ему ГРЭС-2 с угля на газ. Дня не было, чтобы Николай Александрович не контролировал реконструкцию, в результате которой выбросы мелких частиц в атмосферу сократились на 80 тонн в сутки. А при строительстве ТЭЦ-3 он лично настоял на электрофильтрах для улавливания выбросов. Под его руководством разработана программа развития малой энергетики не только в Томской области, но и во всем Сибирском федеральном округе.

Как энергетик лягушек перекричал

Томск, всегда активно занимающийся развитием народного хозяйства по всем возможным направлениям, задыхался без серьезной энергетической подпитки. Правительство после долгих серьезных дебатов приняло решение о необходимости строительства в областном центре ТЭЦ-3. На возведение объекта были выделены большие деньги. Но они совершенно не имели социальной составляющей, с чем Вяткин, командовавший томской энергетикой, категорически не был согласен. Со всей страны он собирал лучших специалистов и эти люди, их семьи, по его глубокому убеждению, должны были иметь достойные условия жизни. Он прекрасно понимал – без этого никогда не будет команды специалистов, способных построить, а в дальнейшем эффективно эксплуатировать такой сложнейший энергетический объект, как ТЭЦ. Тем более, что у энергетиков перед глазами были печальные опыты «заморозки» Гусино-Озерской ГРЭС, Харонорской ГРЭС. При стабильном финансировании строек, классные специалисты убегали оттуда, куда глаза глядят по одной простой причине – для жизни их семей не создавалось никаких условий. Сроки сдачи этих объектов в эксплуатацию постоянно откладывались. Поэтому параллельно со строительством ТЭЦ он выстраивал инфраструктуру, обеспечивающую полноценную жизнь специалистов, которых с удовольствием переманивал отовсюду.

Особенно сложно пришлось бороться за место будущей дислокации энергетиков. Тогдашний первый секретарь обкома КПСС Егор Лигачев настаивал на том, чтобы «поселить» энергетиков или на «Спичке», или в районе Черемошников. Но для этого требовалось снести тамошние деревянные застройки, а это было не рационально и финансово очень затратно. Вяткин предложил Егору Кузьмичу пустошь, где сегодня и процветает микрорайон Солнечный. Кузьмич долго стоял на своем – нет и все. Выгонял упертого энергетика из кабинета… Но на четвертый раз внимательно выслушал и выдал:

– Ну, ты настырный. Там же лягушки на все голоса квакают. Там же болото… Утонете.

– Не утонем!

А ведь поначалу тонули – первые дома построили – ни тропинок, ни дорог. Целлофановые пакеты на туфли да ботинки надевали, чтобы до «большой земли» добраться. Зато получили свою инфраструктуру. И ежеминутно занимаясь бесперебойной, безаварийной подачей энергии в дома и на предприятия региона (и это у него и его команды прекрасно получалось) ежеминутно думал о сотрудниках АО «Томскэнерго». При этом Вяткин всегда уделял большое внимание своим сотрудникам. Для них он построил 300 тыс. кв. м жилья, три детских сада, два спортивных комплекса, профилакторий, модернизировал детский лагерь отдыха… При его непосредственном участии был создан негосударственный пенсионный фонд «Энергия», из которого ветераны «Томскэнерго» получали дополнительную пенсию.

Депутат-«пятерочник»

А сколько он сделал для региона, для Томска, для своих избирателей в ранге депутата Законодательной Думы Томской области?! Пять депутатских созывов подряд люди голосовали за него практически единогласно. Еще в бытность КПСС общественность Томска приняла решение о памятнике Ивану Черных, повторившему подвиг Николая Гастелло и первому из томичей получившему звание Героя Советского Союза. Десятилетиями это решение по разным причинам лежало под сукном. Вяткин при поддержке ветеранов Великой Отечественной войны Октябрьского района инициировал сбор средств на памятник и лично курировал его строительство. Сегодня у подножия памятника – всегда свежие цветы…

Это он вмешался в схему расселения томичей из ветхого и аварийного жилья, убедив предприятия местного энергокомплекса существенно снизить стоимость технического присоединения к сетям социального жилья (домов, строящихся за счет городского бюджета в рамках программы расселения). Эта мера позволила существенно снизить стоимость квадратного метра в таких домах и заказать подрядчику дополнительные объемы строительства.

Вяткин лично настоял на законе «О ветеранах», который Дума области в итоге приняла безоговорочно (речь о социальной поддержке граждан, лишившихся права – в силу независящих от них обстоятельств – претендовать на звание «Ветеран труда»)…

***

Если рассказывать обо всех профессиональных и общественных делах юбиляра – не хватит никаких газетных страниц, никаких эмоций. На таких людях держится Томск. И именно эти люди – гарантия нашего будущего. С юбилеем, Николай Александрович!

Справка «ТН»

Николай Вяткин – Почетный гражданин города Томска, лауреат Национальной премии имени Петра Великого с вручением диплома лучшего менеджера России, премии «Национальный Олимп». Награжден орденом «Знак Почета», орденом Трудового Красного Знамени, орденом Почета «Слава России». Имеет знак отличия «За заслуги перед Томской областью», все награды Минэнерго и Минтопэнерго, а также РАО «ЕЭС России». Заслуженный энергетик РФ.

Автор: Анна Серебрякова
Фото из архива героя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − 2 =