Фото: Артем Изофатов
На изумрудную травку зырянского аэродрома приземлились долгожданные самолеты – два борта Ан-2. Синие крылья, цвета чайной розы фюзеляж – на земле «аннушки» смотрятся не менее эффектно, чем в небе.
Экипажи авиакомпании «Феникс» наготове – сегодня первый вылет.
Миссия у летчиков архиважная – обработка пестицидом кедровника, пораженного сибирским шелкопрядом.
Полевая кухня
– Давайте освежим в памяти, как нужно разводить препарат, – предложил Михаил Малькевич, начальник областного департамента лесного хозяйства. – «Клонрин» – новое химическое средство. Сегодня мы применяем его впервые. Инструкция говорит о том, что сначала растворяется пестицид, а потом добавляется эмульгатор. Ну что, коллеги, приступим?
Общими усилиями справились быстро.
– Одна минута 55 секунд, – засек время, ушедшее непосредственно на заправку самолета, генеральный директор авиакомпании «Феникс» Дмитрий Муканов.
В баке почти тонна литров рабочего раствора. Его хватит на 400 гектаров леса.
– На каждый вылет мы тратим 36 литров препарата и 36 литров эмульгатора, – подсчитал Михаил Малькевич, наблюдая, как весело побежал по полю Ан-2 на взлет. Двести метров разбега – и борт в воздухе.
За процессом внимательно наблюдает Владимир Гришин, начальник Департамента лесного хозяйства по СФО.
– В Сибирском федеральном округе томичи первыми начали обработку. Я поэтому сюда и приехал, – говорит высокий гость, провожая взглядом самолет. – Специалисты по результатам обследования доложили, что уже были первые выходы гусениц шелкопряда на поверхность. Так что по срокам мы успеваем. Самое время.
Кроме Томской области химобработка лесов пройдет в Красноярском крае, Иркутской и Кемеровской областях.
– В постсоветское время в регионах СФО регистрировались вспышки сибирского шелкопряда, но таких крупных очагов не было. Поэтому задача стоит сложная и в организационном, и в финансовом плане, но, думаю, мы справимся, – подчеркнул Владимир Гришин.
В нашем регионе на разных площадках базируется 11 самолетов. Экипажам предстоит провести опрыскивание химпрепаратом 473600 гектаров. Самые крупные очаги – на севере: в Верхнекетском, Бакчарском и Чаинском районах. В Зырянском площадь очага небольшая – 4470 гектаров.
Атака с воздуха
От аэродрома до участка – Кийского урочища – полчаса лета.
– Это территория Чердатского участкового лесничества, район деревни Пихтовка, – уточняет главный лесничий Зырянского лесничества Дмитрий Беженарь. – Там у нас находятся самые сильные очаги поражения. Численность вредителя мы знаем – от 40 до 50 гусениц на одном дереве. Шелкопряд к нам из Тегульдетского района прибыл.
…Рейс длится около двух часов. Из них 40 минут экипаж тратит на обработку. Остальное время занимает дорога туда-обратно и воздушные маневры.
Тем временем на аэродроме заправился второй борт.
– Погодные условия хорошие. Не жарко, восходящих потоков нет, осадков тоже нет – все способствует качественной обработке, – говорит командир экипажа одной из «аннушек» Игорь Огиенко.
Подкормка минеральными удобрениями, борьба с вредителями и сорняками, десикация подсолнечника… Химобработку Игорь проводил в разных уголках страны – в Центральной России, на Кавказе, в Алтайском крае.
– Все летчики – народ суеверный. У каждого есть своя фишка. Но мы об этом не рассказываем, – ответил Огиенко, предупреждая традиционный вопрос об особых приметах перед полетом.
Химические работы, объяснил командир, считаются одними из самых сложных, потому что полет происходит на предельно малых высотах.
– В нашем случае – десять метров над верхушками деревьев. У леса свои особенности – растительность неоднородная, – уточняет командир. – Но у нас новая аппаратура. Она значительно облегчает работу.
Ориентироваться экипажу в воздухе помогают компьютеры, установленные в кабине самолета. Они разбивают участок на зоны, с учетом ширины захвата распылителей – 40 метров. Система фиксирует отклонения влево и вправо. В зависимости от погодных условий летчики выбирают разный способ обработки – челночный или загонный.