Бытовые услуги населению на распутье

Григорий Шатров

IMG_6992

Рынок бытовых услуг считается одним из самых перспективных проектов для среднего и малого бизнеса. Салоны красоты, химчистки и прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, станции техобслуживания, клининговые центры, фитнес-клубы, спа-салоны… Даже экзотические ателье по пошиву одежды для собак! Популярная у населения сфера дает неплохой довесок в бюджеты всех уровней. Люди заняты делом, платят налоги, открывают новые рабочие места, растет рынок аренды помещений. Но кризис серьезно подкосил самочувствие уже не одной отрасли экономики. Статистика за 2015 год показала спад и объемов услуг от 5 до 44%. Основная причина – снижение платежной способности населения. Как сказались трудные времена на качестве и ценах традиционных видов бытовых услуг? Как изменился спрос на эти услуги?

Сделай сам

Четверть века назад в Томске в систему бытовых услуг входили четыре многофункциональных дома быта, две фабрики-химчистки с филиалами по области, сеть парикмахерских и фотоателье, а также система подготовки кадров. Человеческая память так и оставила за зданиями их имена: дом быта на Красноармейской знают все, только вот быта там давно нет.

Монстры планового хозяйства канули в Лету. Раньше ведь в одном здании можно было брюки пошить, набойки поставить, а во время ожидания – подстричься под «бокс» и сфотографироваться 3х4. Важные услуги с городских проспектов пошли ближе к домам, к людям, расползлись по бесчисленным городским помещениям – от закутков в магазинах до цокольных этажей в многоэтажках.

IMG_6994

– Обороты упали, – говорит Геннадий, работающий в мастерской по ремонту бытовой техники на ул. Герцена. – Клиентов стало заметно меньше. Я думаю, дело в том, что усилилась конкуренция. Появилось много компаний, которые играют на одном поле: наши прямые конкуренты находятся всего в 200 метрах от нас.

В среднем, по словам мастера, ремонт бытовой техники обходится в 5 тыс. рублей. Самая дешевая диагностика – 350 рублей. А, например, поменять электронную плату в стиральной машине – от 12 до 15 тыс. рублей. Снижения цены ждать вряд ли стоит: растет аренда и налоги. Вслед за курсом валюты подорожали комплектующие.

Парадокс, но даже в кризис томичи не стали приобретать меньше техники. И при этом ремонтируют ее часто самостоятельно – покупают запчасти, ищут советы в Интернете. А если не получается, то на свалку и опять в магазин. Это называется «китайский путь». Оттого дешевой одноразовой электроники в продаже все больше и больше. Наверное, поэтому малую бытовую технику в Томске практически не чинят: заниматься ею нерентабельно. Моя надежда реанимировать сломанный кухонный комбайн рухнула. Нет смысла отдавать в ремонт чайник и фен. Либо самому вдохнуть жизнь, либо искать фирменный сервисный центр.

Что же касается дорогих профессиональных электроинструментов, то здесь картина иная. В сервисном центре на Герцена клиентов не стало меньше. В данном случае ремонт все-таки существенно дешевле, нежели приобретение нового оборудования. Был момент, когда ценник на запчасти рос быстрей, чем на технику, но теперь все пришло в норму. Ремонт инструмента может быть разным по цене: от 500 рублей до 8 тыс. Львиная доля цены зависит от комплектующих (и тут решение за клиентом), а вот стоимость работы стараются держать на одном уровне: от 400 рублей и не более 2–3 тыс.

На голубом глазу

Экономический кризис стал причиной падения продаж телевизоров в России на 47%. И ремонт их тоже встал. У большинства граждан в квартирах не по одному аппарату, и никто не спешит в телеателье. Их и осталось-то немного.

– Телеателье никому не нужны из-за высоких накладных расходов, – считает телемастер еще с советским стажем Алексей. – На рынке конкуренция среди «волков-одиночек». Они порой даже лицензий не имеют. Если раньше телемастеров специально готовили, то теперь это бессистемный процесс: любой немного понимающий в электронике берется за схему и паяльник. Цены образуются стихийно, потому разброс большой: за диагностику возьмут от 200–300 рублей и выше, а сам ремонт может достичь 5–6 тыс. руб-лей. Так что иногда проще бэушный телик купить. Кстати, новые телевизоры, хоть и навороченные, но заметно уступают старым в надежности.

Вспомнил, как мой вышедший из строя кухонный «ящик» чинил вызванный по газете мастер. Я ждал, когда он достанет тестер, схему попросит… А он посмотрел на платы, потрогал пальцами некоторые детали и назвал цену за ремонт. Но, правда, починил.

Левши тоже есть хотят

Заметно пострадали от кризиса и те, к кому народ бежит с небольшими, но важными и срочными делами: в крошечном ларечке или тамбуре здания мастер-универсал выточит любой ключ, наточит ножи, починит каблук, сменит замок у сумки… В крохотной мастерской «Бюро ремонта» на ул. Сибирской Сергей Николаевич работает 16 лет. Он уверен, что спрос на его услуги будет всегда. Но дорожает материал для ремонта обуви, заготовки для ключей. И хотя полки заставлены заказами, народ приходит реже.

Как держать цену, если стабильно растут налоги? За клетушку в несколько метров аренда 3,5 тыс. рублей в месяц. Плюс коммуналка. Цены на свои услуги мастер считает демократичными: заточка ножа обойдется в 25 рублей, ножниц – в 50. Замок прошить – 10 рублей за сантиметр. Самая дорогая и трудоемкая работа – поменять супинатор – тоже оценивается в зависимости от размера. Плюс все же есть: конкурентов мало, в этом районе ходят только к нему, жалоб нет.

Мастера мелких бытовых услуг с пл. Дзержинского и пер. Плеханова, может, не так выразительно, но дали понять: работать в этой сфере стало невыгодно, прокормиться этим ремеслом уже трудно.

Свет мой зеркальце

Салоны красоты, пожалуй, самый стабильный, самый сложный, самый конкурентный и самый развитый рынок бытовых услуг. Парикмахерских очень много. Каждая уважающая себя женщина регулярно посещает салон, а в идеале имеет своего мастера. Рынок более всего откликнулся на спрос: в городе есть и простые, и очень дорогие салоны. Клиенты распределяются по размеру кошелька – в дорогом ценовом сегменте, среднем и бюджетном.

Многие работают на дому, кто-то арендует кресло в салоне. Оборудование, как правило, первоклассное, косметика и препараты от брендовых производителей. Мастера профессиональные, проходят обучение от курсов до академий, выступают на чемпионатах и конкурсах, вплоть до мировых.

В среднем ценовом сегменте, как говорит мастер с многолетним стажем Анжела, стрижки у мужчин от 350 до 1 000 рублей. У женщин стрижка и окрашивание – от 2–3 до 5–6 тыс. целковых. И все же падение выручки есть и тут: примерно на 10–15%. Хоть запись и очереди сохранились, все же женщины стали вести себя экономней.

Запах свежести

В советское время существовала мощная система химчисток. Затем она развалилась. Но в Томске сейчас можно наблюдать возрождение отрасли: на рынке несколько конкурирующих фирм. Но в последние полтора года, по мнению специалистов, этот сегмент рынка просел на 20–30%. Химчистка на пр. Фрунзе, 11а («Еврочистка») на рынке уже 15 лет.

IMG_6998

– Мы хорошо оснащены, – поясняет старейший в Томске специалист – технолог Августа Кирилловна. – Работаем на импортном оборудовании, используем передовые технологии. Культура стирки постельного белья в Томске сохранилась, люди не изменяют своим привычкам, но приходят все реже.

Постирать индивидуально 5 кг белья и погладить его обойдется в 270–290 рублей. Плед и накидка на кровать – 500–800 рублей. Ушедшая мода на обработку дуб-ленок со средней ценой 2–3 тыс. рублей унесла часть дохода предприятий. Правда увеличился спрос на чистку пуховиков, изделий из кожи, меха. Можно ли в домашних условиях качественно выстирать, прополоскать и высушить пуховик, чтобы он стал чистым и пышным? Нет, для этого нужно особое оборудование и знания. Дороже всего почистить длинную норковую шубу – 4 тыс. рублей.

Химчистки стараются удержаться на плаву, фиксируя цены. Но как это делать, если бочка растворителя несколько лет назад стоила 2 тыс. рублей, а теперь 80 тыс.? Выручает импортозамещение – в России стали производить свое промышленное оборудование для химчисток. А ученые, в том числе из томского политеха, разработали очень приличные препараты.

Несмотря на поиски новых форм работы, плата за аренду и коммуналку съедает большую часть прибыли, и потому рынок химчисток вполне может поредеть. Хотя здесь уповают на минимальную стабилизацию экономики.

Пока не вылетит птичка

В знаменитом ателье «Улыбка» Анатолий Константинович проработал больше 30 лет. У него редкая по нашим временам профессия – фотограф бытового обслуживания. В молодости окончил по специальности УПК и технологический техникум в Омске. Подготовка была основательной: документальную фотографию изучали несколько месяцев. Профессия считалась элитной – коллегу, уже имевшего пятый разряд фотографа, наставник (окончивший еще и институт киноинженеров) год не подпускал к аппарату. Доверял лишь стекла протирать. Однажды фотограф «Улыбки» немного ошибся в настройке аппарата, фотографируя делегатов важной партийной конференции. И полез в петлю. Вовремя сняли. Вот какое было отношение к профессии.

IMG_7007

– За эти годы произошла революция в оборудовании, – убежден мастер, – но раньше был порядок. Рынок ничего не расставил по местам, а только резко понизил статус услуги. Фотографом достаточно себя назвать после краткосрочных курсов: главное, чтобы была классная камера. За рынок идет острая борьба: попробуйте попасть в сады, школы, вузы без фотографий? Побеждают молодые и дерзкие, но профессионалы ли они?

Мастер сетует, что уходит культура семейных фотографий в ателье. Но бывает, что люди приходят, чтобы сделать художественный снимок. Основная часть работы – 99% – документальная фотография. Хотя, похоже, и эта услуга исчезнет.

Ценообразование произвольное: плюс-минус 20–30 рублей от средней цены. На паспорт три фото стоят 200 рублей. Но некоторые салоны скидывают чуть ли не в два раза: нет у людей лишних денег. Эра услуги бытового фото в ателье заканчивается. Анатолий Константинович уверен: чтобы сделать портрет, нужно залезть в душу клиента. Но этому теперь не учат.

Мы не шьем, мы ремонтируем

Некогда популярные в советских домах быта ателье по пошиву одежды утратили часть своих функций. Разбросанные по магазинам готовой одежды, они превратились во вспомогательный сервис – подогнать, подшить, подрубить, вставить замок. Наплывы по сезонам и праздникам – к школе, к Новому году, к лету.

Специалистов готовят: на базе бывших швейных училищ есть курсы кройки и шитья. Но больших ателье в Томске немного. В основном – по два-три работника. Многие белошвейки трудятся на дому – сами ищут заказы, берегут своих клиентов. Налоги не платят, потому не высовываются. Рынок насыщен, но пока заказов хватает всем.

Цены доступные: брюки подшить – 200 рублей, замок сменить – 750. Владелица ателье «Загадка» Надежда Александровна полна оптимизма – трем мастерам всегда хватает работы, потому что шьют и ремонтируют изделия из всего, что люди принесут: кожи, меха, тканей. Если клиент закажет, то сошьют платье и костюм.

Спрос на ремонт одежды снизился. Мех остается стабильным. Самое дорогое в прейскуранте – пошить шубу. Уменьшить размер – 15 тыс. рублей. Швейники стараются держать цены, но расходные материалы – ткани, кожа, фурнитура – в основном импортные. И это ведет к удорожанию услуги. Аренда, даже от департамента недвижимости, тоже бьет по карману, приходится искать помещения подешевле. Но все же у сегмента есть перспективы. Пока обувь в магазинах будет дорогой, а китайская одежда – дешевой.

* * *

Оборот бытовых услуг в России в 2015 году достигал 7 трлн рублей. Потребительские возможности снизились, у народа все меньше свободных денег. И у предпринимателей дорожают материалы, оборудование и аренда. Что делать, чтобы поддержать важную отрасль? Уход в тень от налогов и от ответственности за качество только обострит ситуацию.

Возможно, чтобы удержать отрасль на плаву, нужны политические и экономические решения. Начать можно с разработки правил игры на рынке и закона «О бытовом обслуживании населения». Дальше – муниципальный контроль ставок арендной платы, льготные тарифы на коммуналку… И прибыль от налогов.

Помню, как в молодости решил заказать брюки в ателье на Карташова, потому что не мог найти в магазине. «Вы у меня еще не шили?» – спросил старый еврей-портной. Пошил он неудачно, и я больше никогда не пытался заказать одежду. Да и времена при-шли другие.

ЦИФРА

4,7 млрд рублей составил объем бытовых услуг на территории Томской области по итогам 2015 года. Показатель вырос в сопоставимых ценах на 4,1% к уровню прошлого года.

В рейтинге субъектов Сибирского федерального округа Томская область занимает третье место по объему потребления на душу населения бытовых услуг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять + девятнадцать =