Численность населения – вот, пожалуй, единственное, чем Калининградская область похожа на Томскую

В области живет 947 тыс. человек, из них половина – в самом Калининграде.

Все остальное, как нарочно, наоборот: мы в центре страны, они – крайнее края. Мы в транспортном тупике, они – на перекрестье морских, речных и сухопутных дорог.

У нас жесткий климат, у них – настолько мягкий, что стены домов опутаны виноградом, а среди деревьев встречаются пирамидальные тополя. У нас воробьи да голуби, а там над городом с печальными криками реют чайки, в тихих районах на «не нашу» жизнь указывают опустевшие до весны многочисленные гнезда аистов…

Если вы при калининградцах назовете эту область по привычке анклавом, вас тут же поправят: «Мы – эксклав!» И объяснят, что анклав – территория или часть государства, окруженная со всех сторон территорией другого, а эксклав – часть территории государства, географически отдаленная от основной и окруженная территорией других стран. Суть одна, но для них акцент важен…

Среди местных жителей менее трети (340 тыс.) родились тут, остальные – приезжие из России и стран бывшего Союза. Оторванность от большой страны калининградцы переживают болезненно, отметая всякие подозрения в сепаратизме: по словам губернатора Николая Цуканова, всего 5% населения высказались за отделение от РФ. А дама-экскурсовод обронила на ходу:

– Наш город, скорее, брошенное, забытое матерью дитя…

Не такое уж забытое. Здесь создан настоящий налоговый заповедник: с 2007 года режим ОЭЗ со всеми вытекающими действует на всей территории региона. Кроме того, принята специальная федеральная (!) целевая программа развития Калининградской области.

– Проблема в том, что наши люди сравнивают свою жизнь и цены не со Смоленском или хотя бы Вильнюсом, а с Варшавой и Берлином, отсюда и неудовлетворенность, – говорит губернатор.

В Польшу ездят за покупками – цены там вдвое ниже калининградских. А калининградские – заметно меньше томских.

«Бел-горюч камень Алатырь» – в произведениях древнерусской книжности и русских заговорах священный камень, располагающийся в центре мира, «всем камням отец». Не доказано учеными, но калининградцы уверены, что речь идет о янтаре. Во-первых, созвучно. Во-вторых, он действительно отлично горит.

Дата основания Кенигсберга – 1255 год. Можно исходить старый центр Калининграда вдоль и поперек и наткнуться на довоенные немецкие постройки лишь несколько раз: незадолго до вступления советских войск в Восточную Пруссию английская авиация за три дня ковровых бомбардировок уничтожила 96% города. Завалы советские переселенцы (СССР получил Кенигсберг в качестве контрибуции) сумели разобрать только к 1956-му, так что  люди  постарше говорят, что выросли на битом кирпиче.

Развивался и застраивался Калининград не из центра, а с окраин. И именно там еще сохранились не уничтоженные временем и войной изумительные немецкие улочки.

Все, что делалось с городом после войны, навевает на их фоне глубокую грусть. Полудобровольно переселенные сюда советские граждане очень долго относились к городу как к врагу, продолжая грабить и вывозить на родину то, что в нем еще оставалось после немцев.

Ситуация начала меняться только в последние годы.

Только факты

  • Средняя зарплата в Калининградской области – 26 822 рубля.
  • Стоимость авиабилета из Москвы в сезон доходит до 30 тыс. рублей, зимой – 3,5–4,5 тыс.
  • Проезд в общественном транспорте – 12 рублей, в маршрутке – 17.
  • 78% населения русские, 8% – белорусы, 7% – украинцы.
  • Здесь расположен единственный незамерзающий порт России на Балтике.
  • 40% российских рыбных консервов производятся в Калининградской области. А вот рыболовецкий флот в 1990-е и позже был практически уничтожен. Поэтому рыбные магазинчики чаще называются здесь «Норвежская семга».
  • Расстояние до Вильнюса –350 км, Гданьска – 160, Риги – 390, Варшавы – 400, Минска – 510, Стокгольма –650 км.

фото: автора

90% мировых запасов янтаря находятся в Калининградской области. Янтарь продают в магазинах, киосках и даже на улице. Местные говорят, что 50–70% «янтаря», продающегося в России, – пластмасса, ведь большая часть настоящего уходит в Литву и Европу

Кроме знакомых сибиряку берез и сосен здесь растут бук, граб, дуб, липа, ольха, ясень. А эти красивые шары на ветках на самом деле опасный растительный паразит

Символ Кенигсберга – кафедральный собор XVIII века. Под стеной собора покоится Эммануил Кант. Сейчас здесь православная и лютеранская часовни, два музея и концертный зал с органом

Храм Святой Татьяны возводится на личные средства мэра Калининграда, позади него растет мощный развлекательный центр

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 2 =