

Булочки, рогалики, сушки, баранки, калачи, рулеты, пироги и другую русскую выпечку невозможно представить без начинки или посыпки из мака. Когда-то кондитерский мак можно было купить в любом магазине. Однако после задержания ФСКН крупных партий пищевого мака, в которых были обнаружены наркотические вещества, любимая многими кондитерская добавка оказалась под увеличительным стеклом правоохранительных органов. Компании, торгующие маком, приостановили деятельность.


Как мак попал впросак
Так называемые дела бакалейщиков прогремели на всю страну. Самое резонансное из них – дело Сергея Шилова, директора компании ОАО «МКМ», занимающейся поставками пищевого мака из-за границы. Предприниматель стал главным обвиняемым по делу о контрабанде сотен тонн наркотиков. В 2012 году ФСКН нашло на складах его фирмы 160 тонн мака, в которых обнаружились примеси наркотических веществ. Следствие возбудило уголовное дело о покушении на сбыт наркотических веществ в особо крупном размере.
Сейчас комитет Государственной думы по охране здоровья во главе с Сергеем Калашниковым по просьбе предпринимателей направил в ФСКН просьбу прекратить гонения на кондитерский мак, определив четкие границы содержания в нем наркотических веществ. Из-за отсутствия норм эксперты не могут подсчитать точное содержание наркотических частиц в семенах. Потому любая партия пищевого мака может оказаться вне закона.



Со смаком
– Нас это не затрагивает. Мы как пекли слойки с маком и творожно-маковые пирожные, так и печем. Ни на день из ассортимента выпечку с маком не убирали. Используем полуфабрикат «Мелла мак». Он приходит в Россию из Германии очищенным от всяких примесей, – расскзывает директор «Клаус-кафе» Ирина Терещенко. – К тому же этот продукт дешевле традиционного мака. За кило мы платим 367 рублей, если закупать классический мак, понадобится в два раза больше денег.
Слойки с маком завсегдатаи «Клаус-кафе» обожают, раскупают их очень быстро. Тесто для слойки готовится по особому рецепту. Изделия щедро пересыпаются маком, после выпечки в духовке покрываются помадкой. Шеф-пекарь Алла Мужецкая украшает слойки и рассказывает, что печет немецкие плюшки уже 14 лет. Одно время для начинки использовался российский мак, но с ним было много мороки.
– Надо было мак довести до ума – поварить какое-то время в меду или в молоке, перекрутить на специальной машинке, а потом только использовать. Для кафе, где требуется быстро подать свежую выпечку посетителю, эта долгая подготовка не подходит. «Мелла мак», который используют германские кондитеры, стал для нас выручкой, – поясняет Алла Мужецкая. – Ведь люди любят выпечку с маком.
– Сладкоежки оценили и творожно-маковые пирожные. Ежедневно мы готовим более 50 штук, и все они расходятся влет, – улыбается шеф-кондитер «Клаус-кафе» Валентина Козлова.
Маковое изобилие
В мини-пекарне ИП Пивиков используется только российский мак. Технолог Людмила Ярцева 30 лет в профессии и не представляет русские плюшки без нашего мака.
– Мы закупаем мак у российских производителей, потому что выступаем за выпечку из натуральных продуктов, без химии и прочей обработки. Насколько я помню, килограмм такого мака стоит 400–410 рублей. В ассортименте пекарни – фирменные булочки с маком, рулеты. На две недели нам требуется не менее 25 кг мака, – поясняет Людмила Ярцева.
Мини-пекарня, работающая в районе площади Южной, в день выпекает более сотни булочек с маком. К концу дня не остается ни одной. Особенно полюбили булочки студенты и пенсионеры – вкусны не только сами булочки, но и цены на них.
– Одна штука стоит всего 10 рублей, получается, что наши булочки социальные. Готовим, как для себя, не жалеем начинки, чтобы вкуснее было, кладем мака побольше, – рассказывает пекарь Елена Манернова, ловко разделывая тесто для плюшек. – Мак мы перед применением запариваем. Постоит он несколько часов – и в работу!
В пекарне даже представить себе не могут, как можно работать без русского мака. О гонениях на кондитерский мак слышали, но до сих пор не могут поверить, что вкусная добавка может использоваться наркозависимыми.
– Кому нужен наркотик, за маком в магазин не побежит или булочки партиями не станет скупать, – говорит Людмила Ярцева. – Сейчас только и говорится о синтетических наркотиках. Молодежь погибает от них. Вот чем силовые ведомства должны заниматься, а не мак в черный список вносить. А то придумали – булочка с маком, батон с героином…
В нашей области нет компаний, занимающихся крупными поставками кондитерского мака. Тем не менее томское управление ФСКН зорко следит за рынком. Как пояснила помощник руководителя ведомства Маргарита Ющенко, в партиях пищевого мака, приходящих в Томск, наркотических веществ не обнаруживалось. Только один раз, в 2012 году, наркополицейские во время спецоперации нашли 322 кг опийного мака и его тут же уничтожили.
