Эксперты «ТН» о технологиях раннего развития малышей

Катюше Волковой было год и два месяца, когда мама Алена первый раз привела ее в центр раннего развития. «Дочка из всех развивающих игр сама выбрала мозаику, – рассказывает Алена. – Хотя я была уверена, что она еще не доросла до такого серьезного занятия, там же надо было вставлять штыречки в маленькие дырочки. Но у Кати все хорошо получилось». Сейчас Кате год и девять. Она осознанно выбирает занятие, хорошо сосредоточивается, усвоила правило: поиграл – положи на место. Знает, где у нее ножки, ручки, где находится небо

«Взаимоотношения с ребенком, как рояль, нуждаются в настройке»

Татьяна Игрушкина, руководитель центра раннего развития Хобби-центра:

– Сейчас на людей воздействует такой колоссальный поток информации, что даже взрослому человеку сложно, а маленькому тем более. Добывание и трата денег в наше время становятся важнее общения с близкими людьми. Миром правит спешка. Неудивительно, что дети не совсем вписываются в этот суматошный мир. Поэтому очень важно помогать родителям обретать осознанность. Осознанность в чем? В понимании самых главных потребностей ребенка – в любви и заботе, в общении, исследовании, игре… В понимании того, как создавать условия, позволяющие ему самому развивать заложенный потенциал. В том, чтобы научиться понимать сигналы, которые посылает ребенок. Вот он плачет. Почему? Голоден? Хочет на ручки? Или просто поза неудобна? Родители и ребенок настраиваются друг на друга инстинктивно. Но с ускорением темпов жизни контакт между ними утрачивается. Торопливость жизни взрослых, к сожалению, не совпадает с темпами и законами развития ребенка. А ведь законы детского развития – категория постоянная. Чтобы научиться ходить, надо сначала научиться держать голову, переворачиваться на животик и обратно, сидеть, ползать… Никак не поторопишь процесс и не обхитришь природу! То же самое с развитием психики, речи и пр. Самый важный период для развития мозга – это первые три года! То, что он, как губка, впитал в раннем детстве, ложится в подсознание и будет с ним всю жизнь. Но это не значит, что надо пичкать ребенка новой и новой информацией, быстро меняя стимулы и игрушки. Взрослым, напротив, необходимо замедлиться, давать ребенку достаточно времени на тщательное исследование предметов, на общение с собой. Надо быть рядом! Как важна осознанность в вопросе с яслями! Сейчас многие родители очень рано, в полтора-два года, отдают ребенка в детский сад. Представьте: полная рабочая неделя (20 часов!), коллектив, от которого никуда не спрячешься, нет того личного внимания и сочувствия, которые необходимы малышу для здорового роста и интеллектуального развития. Раннее расставание с мамой недопустимо. Травма, нанесенная разлукой с мамой, может аукнуться в последующие годы. Всегда можно войти в положение взрослого («рабочее место потеряю»), но сознательное родительство – это позиция ответственности перед ребенком. Малыш должен успеть напитаться от мамы ощущением защищенности. А после трех он уже сам готов «удлинить поводок», ведь он уже умеет говорить и готов общаться со сверстниками.

Татьяна Игрушкина

Сознательное родительство – это когда мы не укорачиваем ребенку детство. Мне близок тезис американского психолога Эды ле Шан: продолжительность человеческой жизни во всем мире удлиняется, а продолжительность детства сокращается. Где здравый смысл? Сейчас существует мода на раннее развитие, но, делая в Интернете запрос на данную тему, родители прежде всего могут получить методики форсированного обучения: «читать раньше, чем ходить» и так далее. Я не сторонник подобных технологий. Скажу больше – будьте с ними осторожны, если ребенка перестимулировать, последствия могут быть совсем небезобидными. Считаю, что значительно важнее освоить методики настройки взаимопонимания со своим ребенком.

«Найти золотую середину»

Татьяна Коноплева

Татьяна Коноплева, старший преподаватель кафедры начального и дошкольного образования ТОИПКРО:

– Раннее детство – уникальный период в жизни человека, это время установления базовых отношений ребенка с миром. Малыш в два, три года интенсивно овладевает речью, мышлением, культурой человеческого общения. Он копирует, отображает в своих действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. После двух лет появляются предпосылки развития игровой деятельности как ведущей. В игре ребенок воспроизводит действия взрослых, моменты собственной жизни.

Дошкольные учреждения Томской области ведут образова-тельно-воспитательную деятельность согласно комплексным программам. В каждой из них есть раздел по работе с малышами. Наиболее популярна программа «Кроха», рассчитанная на детей от рождения до трех лет. Эта программа имеет большой методический материал по работе с маленькими детьми: рекомендации для педагогов и родителей, пособия (познание через игру, развитие речи и т.д.). Существует ряд технологий раннего развития, которые используются в ДОУ и различных центрах: Монтессори, Вальдорфская, Никитиных, Зайцева и т.д. Они направлены на физическое и раннее творческое развитие маленького человека. Ряд авторских методик родители сами реализуют у себя дома. Это, в принципе, правильно, потому что раннее развитие прежде всего происходит в семье. Необходимо, чтобы все эти технологии, методики до полутора-двух лет осваивались вместе с мамой. Во-первых, ребенок физически еще не самостоятелен, а мама может дозировать нагрузку, взять на руки, эмоционально поддержать. Во-вторых, ребенок еще не готов к контакту с другими детьми. После двух лет малыш уже более развит, можно попробовать какие-то подгрупповые формы развития. Выбор технологий раннего развития родители должны сделать сами. А выбор – большой. В Томской области есть детские сады для детей раннего и младшего дошкольного возраста либо отдельные группы в ДОУ. И есть масса частных центров раннего развития. Родителям важно найти золотую середину – не переборщить с технологиями, но и не придерживаться позиции: он пока маленький, он всему научится в школе.

Невредные советы от педагога программы «Бэби-арт», психолога центра Ульяны Шпак

Слово «нельзя» лучше вводить после трех лет. А до трех использовать его только когда речь идет о том, что нельзя сделать физически. Например, сдвинуть стену, достать луну. Если мама говорит, что нельзя включать фен в розетку, а ребенок тут же его включает, он думает: «Ага! Мама ошибается, на самом деле это возможно, я же смог». В следующий раз у него будет соблазн проверить и другие родительские «нельзя». Лучше сказать, что делать этого не стоит, объяснить почему или рассказать о последствиях. А если родители очень часто говорят «нельзя-нельзя», то ребенок начинает воспринимать их как радио, которое играет что-то в фоновом режиме.

Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Часто нам, родителям, проще сделать за ребенка – накормить его, одеть. Конечно, так быстрее, менее хлопотно, но у ребенка может закрепиться в привычку, что все должны делать за него, он маленький и не способный. К тому же детская логика может распространить это практически на все: «Нарисуй за меня, я не умею». Постепенно инициатива может пропасть как таковая. К сожалению, даже у взрослых часто встречается такое поведение. Когда появляется желание реализовать какой-то проект, внутренний голос говорит: «У тебя не получится, пусть этим займутся другие».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − два =