«Взаимоотношения с ребенком, как рояль, нуждаются в настройке»
Татьяна Игрушкина, руководитель центра раннего развития Хобби-центра:
– Сейчас на людей воздействует такой колоссальный поток информации, что даже взрослому человеку сложно, а маленькому тем более. Добывание и трата денег в наше время становятся важнее общения с близкими людьми. Миром правит спешка. Неудивительно, что дети не совсем вписываются в этот суматошный мир. Поэтому очень важно помогать родителям обретать осознанность. Осознанность в чем? В понимании самых главных потребностей ребенка – в любви и заботе, в общении, исследовании, игре… В понимании того, как создавать условия, позволяющие ему самому развивать заложенный потенциал. В том, чтобы научиться понимать сигналы, которые посылает ребенок. Вот он плачет. Почему? Голоден? Хочет на ручки? Или просто поза неудобна? Родители и ребенок настраиваются друг на друга инстинктивно. Но с ускорением темпов жизни контакт между ними утрачивается. Торопливость жизни взрослых, к сожалению, не совпадает с темпами и законами развития ребенка. А ведь законы детского развития – категория постоянная. Чтобы научиться ходить, надо сначала научиться держать голову, переворачиваться на животик и обратно, сидеть, ползать… Никак не поторопишь процесс и не обхитришь природу! То же самое с развитием психики, речи и пр. Самый важный период для развития мозга – это первые три года! То, что он, как губка, впитал в раннем детстве, ложится в подсознание и будет с ним всю жизнь. Но это не значит, что надо пичкать ребенка новой и новой информацией, быстро меняя стимулы и игрушки. Взрослым, напротив, необходимо замедлиться, давать ребенку достаточно времени на тщательное исследование предметов, на общение с собой. Надо быть рядом! Как важна осознанность в вопросе с яслями! Сейчас многие родители очень рано, в полтора-два года, отдают ребенка в детский сад. Представьте: полная рабочая неделя (20 часов!), коллектив, от которого никуда не спрячешься, нет того личного внимания и сочувствия, которые необходимы малышу для здорового роста и интеллектуального развития. Раннее расставание с мамой недопустимо. Травма, нанесенная разлукой с мамой, может аукнуться в последующие годы. Всегда можно войти в положение взрослого («рабочее место потеряю»), но сознательное родительство – это позиция ответственности перед ребенком. Малыш должен успеть напитаться от мамы ощущением защищенности. А после трех он уже сам готов «удлинить поводок», ведь он уже умеет говорить и готов общаться со сверстниками.
Сознательное родительство – это когда мы не укорачиваем ребенку детство. Мне близок тезис американского психолога Эды ле Шан: продолжительность человеческой жизни во всем мире удлиняется, а продолжительность детства сокращается. Где здравый смысл? Сейчас существует мода на раннее развитие, но, делая в Интернете запрос на данную тему, родители прежде всего могут получить методики форсированного обучения: «читать раньше, чем ходить» и так далее. Я не сторонник подобных технологий. Скажу больше – будьте с ними осторожны, если ребенка перестимулировать, последствия могут быть совсем небезобидными. Считаю, что значительно важнее освоить методики настройки взаимопонимания со своим ребенком.
«Найти золотую середину»
Татьяна Коноплева, старший преподаватель кафедры начального и дошкольного образования ТОИПКРО:
– Раннее детство – уникальный период в жизни человека, это время установления базовых отношений ребенка с миром. Малыш в два, три года интенсивно овладевает речью, мышлением, культурой человеческого общения. Он копирует, отображает в своих действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. После двух лет появляются предпосылки развития игровой деятельности как ведущей. В игре ребенок воспроизводит действия взрослых, моменты собственной жизни.
Дошкольные учреждения Томской области ведут образова-тельно-воспитательную деятельность согласно комплексным программам. В каждой из них есть раздел по работе с малышами. Наиболее популярна программа «Кроха», рассчитанная на детей от рождения до трех лет. Эта программа имеет большой методический материал по работе с маленькими детьми: рекомендации для педагогов и родителей, пособия (познание через игру, развитие речи и т.д.). Существует ряд технологий раннего развития, которые используются в ДОУ и различных центрах: Монтессори, Вальдорфская, Никитиных, Зайцева и т.д. Они направлены на физическое и раннее творческое развитие маленького человека. Ряд авторских методик родители сами реализуют у себя дома. Это, в принципе, правильно, потому что раннее развитие прежде всего происходит в семье. Необходимо, чтобы все эти технологии, методики до полутора-двух лет осваивались вместе с мамой. Во-первых, ребенок физически еще не самостоятелен, а мама может дозировать нагрузку, взять на руки, эмоционально поддержать. Во-вторых, ребенок еще не готов к контакту с другими детьми. После двух лет малыш уже более развит, можно попробовать какие-то подгрупповые формы развития. Выбор технологий раннего развития родители должны сделать сами. А выбор – большой. В Томской области есть детские сады для детей раннего и младшего дошкольного возраста либо отдельные группы в ДОУ. И есть масса частных центров раннего развития. Родителям важно найти золотую середину – не переборщить с технологиями, но и не придерживаться позиции: он пока маленький, он всему научится в школе.
Невредные советы от педагога программы «Бэби-арт», психолога центра Ульяны Шпак
Слово «нельзя» лучше вводить после трех лет. А до трех использовать его только когда речь идет о том, что нельзя сделать физически. Например, сдвинуть стену, достать луну. Если мама говорит, что нельзя включать фен в розетку, а ребенок тут же его включает, он думает: «Ага! Мама ошибается, на самом деле это возможно, я же смог». В следующий раз у него будет соблазн проверить и другие родительские «нельзя». Лучше сказать, что делать этого не стоит, объяснить почему или рассказать о последствиях. А если родители очень часто говорят «нельзя-нельзя», то ребенок начинает воспринимать их как радио, которое играет что-то в фоновом режиме.
Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Часто нам, родителям, проще сделать за ребенка – накормить его, одеть. Конечно, так быстрее, менее хлопотно, но у ребенка может закрепиться в привычку, что все должны делать за него, он маленький и не способный. К тому же детская логика может распространить это практически на все: «Нарисуй за меня, я не умею». Постепенно инициатива может пропасть как таковая. К сожалению, даже у взрослых часто встречается такое поведение. Когда появляется желание реализовать какой-то проект, внутренний голос говорит: «У тебя не получится, пусть этим займутся другие».