Евгений Паршуто – о болевых точках сегодняшнего Томска и перспективах его развития

Первый заммэра Евгений Паршуто рассказал, куда будет развиваться город, что изменится в коммунальном хозяйстве, и ждут ли Томск новые крупные проекты.

Об утопающем в сугробах городе

Томск засыпает снегом. Как на этом фоне вы оцениваете привлечение иностранной рабочей силы?

– Абсолютно нормально. Но это настолько микроскопическая часть в общем объеме финансирования, что говорить об этом можно только в порядке эксперимента.

А в смысле организации работы?

– У нас сейчас подготовленных механизаторов нет, квалифицированных дворников тоже нет. Ну, взяли 25 таджиков. Приживется в Томске эта рабочая сила, будем с ней работать. Не приживется, будем искать другую. Я на днях вернулся из Новосибирска, где смотрел комплексное жилищное строительство. Попросил профильного зама мэра показать все без прикрас. На одном из объектов директор, он же инвестор, сказал, что они не привлекают ни одного гастарбайтера, потому что у них в течение десяти лет создавался коллектив, который они учили и воспитывали. Такой путь, на мой взгляд, оптимален. Я буду на нем настаивать с точки зрения развития «САХ». Мне бы не хотелось, чтобы Томск пошел по пути Москвы, которая сегодня на 100% убирается приезжими.

О переделе коммунального хозяйства

Областная администрация и муниципалитет обещали изменить систему управления городским хозяйством. Какие-то подвижки есть?

– Мы не просто обещали, а фактически уже работаем над созданием сетевого девелопера, который наряду с коммунальными предприятиями будет строить новую инженерную инфраструктуру (канализация, водопровод, теплосети – все, кроме дорог) и оформлять ее в муниципальную собственность. Цель его работы – обеспечение инфраструктурой строящихся микрорайонов, в том числе жилья экономического класса и районов малоэтажной застройки.

Аналоги в регионах есть?

– Изучали опыт Татарстана. У них, конечно, более серьезные возможности. Но, я думаю, то, что мы делаем, подтолкнет наших коммунальщиков к более эффективным действиям.

Когда эксперимент начнется?

– В текущем году. Это большой узел по водоснабжению и канализации в новом микрорайоне Мокрушина – Нефтяная – Степановка.

О привлечении инвесторов

Бюджет города в 2013 году – 8 млрд, в прошлом году было в общей сложности более 12 млрд. И были крупные федеральные проекты, например пушкинская развязка. Сейчас таких крупных проектов нет. Стоит ли Томску ждать каких-то серьезных финансовых вливаний?

– Не нужно гадать на кофейной гуще, будет или нет федеральное финансирование. К любой ситуации надо быть готовым. Но речь следует вести не только о бюджетном финансировании. Должно быть такое финансирование, которое бы послужило катализатором для дальнейшего привлечения инвесторов. Если мы сравним себя с соседями, Красноярском и Новосибирском, то да, там есть бюджетные вливания, но основное развитие идет за счет частников. Город развивается только тогда, когда в него идут частные инвестиции. К сожалению, в Томск они пока идут слабо. Зашедшие к нам «Лента», «Метро», «Мария Ра», «Холидей» – это мелко по сравнению с тем, что происходит в городах-миллионниках. Объем ввода коммерческой недвижимости в Новосибирске в десятки раз больше, чем у нас. Там огромные торговые центры, гостиницы, офисы. В Томске всего этого катастрофически не хватает. И говорить о том, что у нас созданы все условия для прихода инвесторов, тоже пока рано.

Тому две причины. Первая – у нас нет миллиона жителей. Инвесторы только-только начали посматривать в сторону городов с населением 500–700 тысяч человек. Томск, кстати, среди таких городов относительно богатый. Вторая – отсутствие земельных ресурсов. «Красная площадь» и «Магнит» ждут, когда мы определим им площадку в 20 гектаров. А у нас таких площадок нет. Их нужно готовить, снимать с них обременения, подводить к ним инфраструктуру…

Но все так пессимистично. В этом смысле грандиозный проект, который может выстрелить, это «Томские набережные». Здесь зона интересов «Красной площади», «Магнита», зона интересов вузов по строительству арендного жилья, кампусов, зона интересов города, потому что это обустройство набережной, транспортно-пешеходных и рекреационных зон. Это мегапроект на 60–80 млрд и бюджетных, и частных денег. Но этот грандиозный проект надо серьезно готовить. Соглашение с Гипрогором, единственным в России институтом, способным решать подобные задачи, достигнуто. Через два месяца нам должны предоставить генеральную концепцию, на основании которой мы определим, что и где на этих набережных будет находиться. Там потребуются госвложения в новую дамбу, в перенос коммуникаций и другие инфраструктурные вещи. А бюджетные деньги пойдут, когда будет реальная проект­но-сметная документация. По нашему оптимистичному прогнозу, работы могут начаться в 2014 году.

Но по «Набережным» свободных земель почти нет…

– Не почти нет, а просто нет. Мы четыре года назад провели анализ этой территории. Все участки имеют своих собственников. Более того, нарезано все неразумно, хищнически. Там остались рекреационная зона возле Мавлюкеевского озера и 60–80 гектаров, которые можно получить за счет изменения трассировки городской дамбы. Стоимость этой земли примерно 4 млрд – хорошая основа для начала мощного проекта.

О крупных проектах

В 2013-м не будет ни одного крупного проекта?

– Единственный готовый крупный проект на 2013 год, прошедший госэкспертизу, – это мокрушинская развязка. Его стоимость 1,4 млрд рублей. Можно было бы начинать строить, но денег пока нет. У нас ведь всегда так: деньги есть – проект устарел или наоборот: есть новый проект, а источники финансирования не определены. Второй вариант, по-моему, все-таки лучше. Когда есть проект, знаешь, в какие двери стучаться. Тем более что не нужно никому доказывать, что южный транспортный узел нужен был еще вчера. Плюс есть проект строительства детских садов на миллиард рублей. Этот проект начнется уже в 2013-м на основе государственно-частного партнерства. Может состояться проект промпарков. Сейчас все усилия прилагаются для того, чтобы войти в федеральную программу по обеспечению инженерной инфраструктуры промпарков северного узла. Муниципалитет отвел землю, оформил ее в муниципальную собственность, сейчас выполняется проектно-сметная документация всех инженерных сетей, которые нужно сюда подвести. Это, кстати, тесно связано с переносом промышленных предприятий за пределы города. Данный проект как минимум на миллиард бюджетных денег и несколько десятков миллиардов частных вложений.

О движении на юг и на север

С будущими строительными площадками мэрия определилась?

– У Томска два направления развития: север и юг. Юг – это Зональный, Аникино, 100 га с возможным развитием до 600–700 га в сторону Синего Утеса. Но самая перспективная площадка под жилое строительство – Кузовлевский тракт. Территория примерно на 2 млн кв. м жилья. При нынешних темпах строительства освоение этого участка займет шесть лет. Там есть транзит по воде и канализации в сторону очистных сооружений. Есть дорога. Хорошее расположение: между Северском и Томском. С точки зрения возможного объединения двух городов и с точки зрения доступности промпарков, где люди будут работать, идеальное место.

Как будет осваиваться площадка в границах улиц Нахимова, Кулева, Советской?

– Туда приходит китайская компания с проектом строительства многоэтажных домов с двухуровневой парковкой. Они уже расселили четыре барака, затратили порядка 70 млн.

Какое будущее у Дзержинского, Карповского, Нахимовского, Плехановского рынков? Когда-нибудь они сами по себе исчезнут. Это произойдет по экономическим причинам. Последним из могикан, думаю, будет Дзержинский рынок.

Об утерянном кусочке Европы

— Насколько возможно Томску выйти на туристическую «тропу», о которой так много говорят?

– Мне эти разговоры напоминают сказку про кашу из топора. Если ты в кастрюлю топор опускаешь, то без соли и крупы никакой каши не получится. А у нас в туристическую составляющую крупы и соли никто не добавляет. Чтобы развивался туризм, нужно привести в порядок гостиничное хозяйство, довести количество номеров хотя бы до трех тысяч, сейчас их полторы тысячи.

– А если отдавать деревянные дома под гостиницы?

– Мы готовы, инвесторов нет. Недавно предлагали дом после пожара на Тверской, 66, – центр города, шикарное место, даром – не взяли! К тому же, по мнению специалистов, мы потеряли тот Томск, каким он был в 2004 году. Тогда к юбилею отремонтировали фасады, сделали архитектурную подсветку. Это был кусочек Европы. Сейчас от кусочка Европы ничего не осталось. Мы сейчас от бедности деревянные памятники архитектуры как ремонтируем? Делаем крышу и фундамент, чтобы дом совсем не развалился. Это же неправильно.

– Брэнд, известный за пределами России, есть, а монетизировать его не можем…

– Монет нет. Когда был «Томск исторический» и выделялись какие-то деньги, даже при всех имевшихся у этой организации недостатках, что-то конкретное делалось. Без денег ничего не сохранишь.

О дырах в законодательстве

Ваша позиция по ситуации с квартирами для сирот на ул. Заливной?

– Мне кажется, что дырка в федеральном законодательстве, позволяющая строить многоквартирное жилье на частных землях, появилась неслучайно. Ее ведь можно закрыть элементарно. Провести в первом чтении поправки к Земельному кодексу – и не будет такой возможности. Почему так происходит? Я думаю, потому что существует катастрофический дефицит экономжилья по России. Расселить из аварийного жилья сразу всех невозможно. У нас в Томске сегодня программа расселения ветхого жилья на 18 млрд рублей. Мы такую программу будем выполнять 10 лет. Мне, как гражданину, а не муниципальному служащему, представляется, что многоэтажное строительство на частных землях хоть как-то решает жилищную проблему. Не случайно в Томске появилось более 70 таких домов. А в России их тысячи. Дом на ул. Заливной вполне устраивает сирот. У кого поднимется рука его сносить? Здесь нужно, видимо, поступать следующим образом. На этапе строительства вместе с прокуратурой усиливать контроль, если обнаружатся какие-то несоответствия, сносить. А там, где застройщик построил жилье надлежащего качества, получил права собственности и продал, оставить людей в покое, убедившись в полной ­безопасности их проживания.

Фото: Максим Кузьмин

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать + пятнадцать =