Генеральный директор «Горсетей» Владимир Резников об экономике, экономии и ответственном отношении к свету

Зажженная в Томске новогодняя иллюминация свидетельствует не только о приближающихся праздниках, но и о том, что инновации все же внедряются в нашу жизнь и делают ее как минимум красивее. Новые светодиодные украшения, которыми нынче побаловали томичей «Горсети», никого не оставляют равнодушными, настолько они ярки и затейливы. Но вершиной новогоднего светодизайна стали, безусловно, фонтаны из цветных огней, выросшие на месте заколоченных на зиму фонтанов обычных. Новое светодиодное убранство обошлось городу в сумму более 20 млн руб­лей. Пока за красоту заплатили «Горсети» – компания, которой переданы полномочия муниципального «Горсвета», ответственного и за освещение города, и за иллюминацию.

– Честное слово, я уже смотреть не мог на те «лампочки Ильича», которые мы раньше называли иллюминацией! – с энтузиазмом поддержал новогодний разговор гость «ТН» генеральный директор ОАО «Горсети» Владимир Резников. – Светодиодные фонтаны мы подсмотрели в Красноярске, но там на это город потратил более 200 млн рублей! Мы же нашли экономвариант: проектировали конструкции питерские специалисты, а сами светодиоды закуплены по весьма демократичным ценам в Китае, монтировали наши специалисты. В итоге три фонтана (на Новособорной, у «Тысячи мелочей» и возле «Горсетей») вместе с иллюминацией обошлись в два десятка миллионов. Они играют огнями в 15 вариациях. Кстати, все три конструкции тратят 3 кВт в час (сравните с обычной лампочкой, которая за это же время израсходует 60 кВт!).

Дежурное не вернется

– Освещение – новая тема для «Горсетей». И как раз нынешней осенью вопрос этот бурно обсуждался, люди возмущались по поводу ночного дежурного режима работы фонарей, после чего он был отменен решением мэра… Ваш взгляд на проблему?

– Вопрос дежурного освещения решен окончательно, возврата к нему не будет. Мэрия вынуждена будет изыскивать на это средства. Но дело не только в волевых решениях власти. Нужно модернизировать сети, менять светильники на экономичные, тогда обеспечить должное освещение города будет проще.

Когда мэр принимал решение о передаче «Горсвета» «Горсетям», вложения бюджета в освещение улиц составляли 53 млн рублей. На эти деньги штат в 120 человек при помощи 18 автовышек обслуживал 22 тыс. уличных светильников.

– А сейчас?

– Сейчас мы на те же деньги выполняем тот же муниципальный заказ плюс модернизация. Да, уход от дежурного режима увеличивает расход электроэнергии на 2,5 млн рублей в месяц. Но когда мы взяли «Горсвет», в Томске горело около 3 тыс. ламп накаливания – пятисотки и двухсотки, которые вообще-то запрещены к эксплуатации (остальные 18 тыс. поновее – натриевые, но их по-настоящему экономичными тоже не назовешь). За лето мы заменили лампы накаливания. Кроме того, заменили 400-ваттные натриевые светильники на ул. Елизаровых на светодиодные по 165 Вт. Натриевый стоит около 4 тыс. рублей, светодиодные мы приобрели по 16 тысяч. Казалось бы, где здесь экономия? Но в результате освещенность улицы стала гораздо лучше, а электроэнергии тратится вдвое меньше! На ул. Нахимова вместо сдвоенных натриевых четырехсоток мы поставили по одному светодиодному на 190 Вт. И опять: света стало больше, затрат меньше. Мы ведем эту работу последовательно: к 13 декабря заменили 1 134 светильника с лампами накаливания на натриевые и 650 натриевых – на светодиодные.

Кроме того, поменяли шкафы управления и учета, что дало экономию электроэнергии еще на 5%. (В ноябре освещение обошлось городу почти в 8 млн руб­лей, так что эти 5% – немалые деньги!)

Важно, что мощность светодиодов можно регулировать в зависимости от меняющейся естественной освещенности, и скоро мы это будем делать. Еще одно преимущество светодиодных ламп – они долгосрочны, могут работать без обслуживания 50 тыс. часов!

Начали с наведения порядка

– С чем столкнулись, принимая с свой состав целую организацию?

– С чем мы столкнулись? Вот сейчас монтируем иллюминацию. За то время, что работник «Горсвета» делает две опоры, сотрудник, прошедший школу в «Горсетях», – 9. Наши знают: получат столько, сколько заработают, а «Горсвет» привык жить на повременной оплате…

Сегодня от прежнего состава «Горсвета» у нас осталось процентов 30 – только те, кто хочет и умеет работать. Я никого не выгонял, сами ушли по собственным соображениям. У нас, к примеру, утром и вечером обязательный медосмотр, для любителей заложить за воротник такой режим явно не подходит.

– В 2008 году у вас появился еще один новый объект заботы – троллейбусные сети…

– С ТТУ у нас два договора, по которым мы обслуживаем контактную сеть и тяговые подстанции. Почему наш приход в эту сферу вызвал много шума? В основном волну поднимали провайдеры, которым после наведения нами порядка в договорах приходится платить реальные деньги за оптоволокно, расположенное на опорах контактной сети. Видимо, раньше не все опоры считали или платили не через кассу… Не знаю. Знаю только, что из-за масштабной навески нам придется в будущем году 64 опоры менять. А калькуляция расчета стоимости их аренды прошла экспертизу в управлении тарифной политики и утверждена официально.

– По поводу желания «Горсетей» взять «Горсвет» или контактные сети в длительную аренду кое-кто высказывал озабоченность…

– Вот представьте: сгорает у нас старый трансформатор. Новая подстанция может быть более компактной, экономичной, эффективной. Но станете вы покупать новый, если вы здесь только на год? Если у меня договор не на 11 месяцев, а на несколько лет, я, конечно, буду вкладывать в нее деньги и приведу ее в порядок. При краткосрочной аренде мне и совет директоров не позволит вкладывать серьезные средства в развитие, будь это ТТУ или «Горсвет».

То же и с планами относительно выкупа у города занимаемого сегодня «Горсетями» производственного комплекса на ул. Шевченко. С одной стороны, нам выгоднее оставаться арендатором с относительно небольшой арендной платой, с другой – есть острая необходимость развития. Как вкладывать деньги акционеров в чужое (муниципальное) имущество?

Мегаватты в полный рост

– А теперь о главном: как в 2011-м развивались сами городские сети?

– Несмотря ни на что, перевыполнили инвестпрограмму: общие капвложения в ремонт, реконструкцию и новое строительство составили 285,2 млн рублей. Без учета освещения и ТТУ на развитие городских электрических сетей мы потратили 269 млн рублей.

Построили более 65 км ЛЭП, 24 подстанции, 58 трансформаторов, установленная мощность приросла на 24 мегаватт. На это мы потратили более 160 млн рублей.

– Какие заметные для города объекты подключали?

– На пушкинской развязке мы нынче выполнили работ на 89 млн рублей. «Мостоотряд -101» организовал стройку хорошо, мэр инспектирует ее еженедельно, но вот денег из федерального центра до сих пор нет! Хорошо, область выделила свои 150 млн. Но в основном все – и «Водоканал», и мы – работаем под честное слово. В будущем году на развязке также предстоит огромнейшая работа – миллионов на 80. Планируем ставить там опоры нового типа – оцинкованные восьмигранные, они очень красивые, и красить потом не нужно… Еще один крупный объект будущего года – 50-метровый бассейн, который нам предстоит подключить к энергоснабжению.

И еще раз про ОДН

– Губернатор вновь объявил мораторий на ОДН по электроэнергии. В городе массово устанавливаются счетчики, «Энергосбыт» бесплатно меняет гражданам индивидуальные приборы учета, «Горсети» устанавливает общедомовые… Почему же не удается навести порядок?

– Да, мы планировали установить 4 415 приборов учета на вводах в многоквартирные дома, а поставили 5 704 (осталось менее тысячи). Это делается в первую очередь для того, чтобы исключить спорные вопросы по ОДН.

Но я считаю, счетчики, которые ставит «Энергосбыт» по согласованию с администрацией, проблемы не решают. С ними мы всегда будем получать неправильное ОДН. Потому что показания с общедомового и индивидуальных счетчиков надо снимать одномоментно. А это значит, что они должны быть автоматическими.

Если же на входе мы снимаем показания с электронного счетчика, а квартиры инспекторы обходят в течение недели, да еще кто-то что-то перепутает или снимет не вполне добросовестно – вот и получается галиматья.

На домах, где «Горсети» поставили электронные приборы учета, ОДН составляет 2–3% внутриквартирного потребления.

Ярославский губернатор, к примеру, установил в регионе норматив по ОДН. И если в каком-то доме начисление ОДН оказывается больше норматива, там создается комиссия из представителей администрации и УК. Проверяют почему, дают УК срок навести порядок. Если она этого не сделает, ей придется брать все сверхнормативные затраты на себя.

Я на городской Думе все время предлагал пойти по этому же пути в Томске. Думаю, наши власти вынуждены будут это сделать. А те компании, которые не захотят заниматься наведением порядка, нужно отстранять от управления домами.

– Но в целом по пути энерго­сбережения мы все же продвигаемся?

– Пока, к сожалению, больше болтовни, чем дела. Вот у нас есть компания с лицензией, которая делает энергоаудит. Спросите у ее руководителя, сколько она выиграла конкурсов? Выигрывают те фирмы, которые вместо реальной цены в 2,5 млн руб­лей пообещают сделать энергоаудит за 200 тыс. Все рады – сэкономили! А эта компания даже на объект не выезжает, рисует требуемые пакеты документов, сидя в офисе. Ну скажите: как можно летом проверить уход тепла? А они «проверяют»! И спокойно выдают паспорт энергоэффективности. Получается, все просто мозги пудрят друг другу…

– Объемы работ со строителями, бизнесом по подключению к сетям после кризиса восстановились?

– Более чем. В 2011-м заключено 1 972 договора технологического присоединения (в 2010-м – 1 146) на 65,8 мегаватт (в 2010-м – 39,7 мВт). По сравнению с 2009-м нынче количество заключенных договоров увеличилось в 1,7 раза, подключенных объектов – в 3 раза. Рост мощностей для обеспечения потребностей потребителей в электроэнергии составил 2,1 раза, мощность электроустановок присоединенных объектов тоже увеличилась – в 2,9 раза. Замечу: по тарифу до 15 киловольт (как правило, это индивидуальное строительство и малый бизнес) к нам нынче поступило 1 900 обращений. Практически все они реализованы.

Все это показывает, что, несмотря на экономические трудности и непростые условия, город развивается, ведь любой рост потребления электроэнергии говорит о новых производственных мощностях, об улучшении качества жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − тринадцать =