Область пытается привлечь иностранных инвесторов для строительства под Копыловом завода по изготовлению оконного стекла по японской технологии
29 марта на собрании областной Думы депутаты большинством голосов поддержали предложение администрации выделить Томскому району 4,2 млн рублей на приобретение инженерно-геодезических и инженерно-геологических условий для размещения «Промышленного парка», который планируется создать в районе железной дороги пос. Копылово. Это решение, с одной стороны, повышает шансы администрации по привлечению крупного инвестора. А с другой – стало своеобразной взаимной презентацией новой Думы и нового губернатора.
Решению о выделении денег предшествовали жаркие дебаты: многих депутатов не удовлетворило финансово-экономическое обоснование проекта, подготовленное областной администрацией.
В этом документе сказано, что площадь промышленного парка составит 80 гектаров, 40 из которых предназначены под стекольный завод. В письменном виде его основным инвестором названа компания Asahi Class Company, устно же докладчик, заместитель губернатора Борис Мозголин, сказал о том, что проведение за счет бюджетных средств геологических и геодезических работ «должно продемонстрировать будущим потенциальным инвесторам готовность области принять инвесторов и сократить сроки принятия ими решений». Переговоры по пос. Копылово, по словам Мозголина, ведутся уже более года, а потенциальные инвестиции «могут достигать 2 млрд рублей».
В ответ на это многие депутаты указали, что бюджетные деньги могут быть потрачены впустую. Оппозиция критиковала проект с общих позиций. Так, Алексей Федоров и Наталья Барышникова (КПРФ) заявили, что очень высок риск того, что инвестор так и не будет найден, а также о том, что они усматривают в предложении администрации «высокую коррупционную составляющую».
Причиной критического отношения ряда представителей «Единой России» были прагматические аргументы. Так, Андрей Тютюшев, Иван Кляйн, Паруйр Яврумян и отчасти Аркадий Эскин говорили о том, что геологические и геодезические работы, особенно бурение скважин (их запланировано четыре), проводятся под совершенно конкретные промышленные объекты и инвестиционные проекты. То есть проведенные работы с высокой степенью вероятности не будут востребованы инвестором, и ему придется проводить изыскания заново.
Их однопартийцы Екатерина Собканюк, Александр Кадесников возражали, утверждая, что проведенные изыскания обязательно пригодятся инвестору как для принятия самого решения, так и затем для разработки проектно-сметной документации. Эту позицию активно поддержали спикер Оксана Козловская и экс-спикер Борис Мальцев, говорившие о том, что многие регионы (Калуга, Белгород, Новосибирск) вообще готовят подобные площадки в большом количестве и тем самым активно привлекают инвесторов. Но спор продолжался….
Точку в дискуссии поставил Сергей Жвачкин, впервые в качестве губернатора присутствовавший на собрании Думы. Точка эта заключалась в конкретной информации, ранее явно не известной большинству депутатов:
– 3 апреля я принимаю делегацию из Бельгии и Японии по этому вопросу. Речь идет о японской технологии по производству оконного стекла. При этом у нас очень сложные позиции: пески хуже, чем в других регионах. И мы не на первом месте сегодня, этих инвесторов ждут еще минимум в трех регионах, которые рядом с нами. Так что не создадим площадку – инвестиций точно не будет.
В итоге 27 депутатов проголосовали за выделение денег, восемь – против, один воздержался. Против, надо полагать, голосовала оппозиция, так как критикам-прагматикам стало понятно, что скважины нужны для уточнения запасов копыловских песков, которые были разведаны в 1950–1960-х годах.
Александр КРАСНОПЕРОВ
P.S. Оксана Козловская по совету большинства депутатов решила последовать традиции, заложенной Борисом Мальцевым, открывать собрание Думы спичем председателя. И ее «первый блин» о том, что «Томск с его интеллектуальным потенциалом и либеральными традициями может стать своеобразным пилотом для политической дискуссии нового формата, в том числе и в России», был вполне удачен.
Взаимную презентацию Думы и губернатора можно считать успешной: депутаты были активны и показали самостоятельность, Сергей Жвачкин был спокоен и проявил открытость и убедительность.