Художники всё помнят

И не дают забыть об этом нам

С 8 по 10 сентября Университетская роща станет местом притяжения читающей публики. Здесь во второй раз пройдет фестиваль искусства и чтения «ТОМ» и выставка «Художники всё помнят. К 10-летию Сибирского филиала».

Искусство чтения и «чтение» искусства… Организаторы выставки и фестиваля – Сибирский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Томский государственный университет – сблизили эти понятия осознанно. Желая подчеркнуть, что между классическим и современным, традиционным и новаторским, вечным и сиюминутным на самом деле противоречий нет. События посвящены сразу двум датам – 10-летию Сибирского филиала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и 145-летию первого за Уралом государственного университета.

Искусство в кубе

Образ куба организаторы выставки, директор Сибирского филиала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Наталия Почтарева и куратор проекта, художник и искусствовед Лукия Мурина, использовали как идеальную форму, в которой соединились три смысловые проекции – прошлое, настоящее и будущее.

Будущее – потому что современное искусство ориентировано на молодых. Десять лет назад именно их объявили целевой аудиторией современного искусства. Поэтому Томск и стал центром сибирского современного искусства.

Настоящее – потому что оно всё и всегда «про здесь и сейчас». Даже разновидности и направления contemporary art’а в своем определении подразумевают процессуальность и неповторяемость. Например, сайт-специфик, в жанре которого ставит танцы томский хореограф, перформер и художник Ксения Беленкова, всегда привязан к месту и ко времени. Вот тут изречение древних «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды» как никогда в точку. Поэтому художники, работающие в паблик- или видео-арте, принципиально не создают шедевров. Потому что всё современное искусство не для вечности, а для сегодняшнего «употребления».

Прошлое – потому что форма и цвет куба-павильона отсылают и к галерейному белому кубу, и к помещению, где долгие годы находился Сибирский филиал Центра современного искусства (пер. Нахановича, 3а). Тот небольшой выставочный зал с белыми стенами тоже можно считать кубом-инкубатором. Из него вышло молодое поколение томских художников и искусствоведов, которые сегодня создают и исследуют contemporary art. Некоторые из них станут участниками выставки «Художники помнят всё. К 10-летию Сибирского филиала».

– На ней будут представлены работы ведущих художников региона, – рассказывает Наталия Почтарева. – В рамках юбилея пройдут лекции и встречи, посвященные сибирскому современному искусству и роли институций в становлении художников. Также нас ждет масштабный книжный фестиваль «ТОМ. Фестиваль искусства и чтения».

Вспомнить всё!

Десятилетнюю историю Сибирского филиала предложено вспомнить художникам, чье творчество связано с Томском. Среди тех, чьи имена на кубах, – художники-легенды, мифотворцы современной реальности: Вячеслав Мизин, Евгений Иванов, Дамир Муратов, Василий Слонов, Евгений Стрелков.

…Первый вызов традиционному восприятию искусства бросил вовсе не белый куб, а большой розовый диван. Он был установлен в областном художественном музее как главная инсталляция проекта Art museum project по инициативе его куратора Наташи Юдиной. Он словно приглашал посетителей сесть и взаимодействовать с ним. На том форуме в 2011 году показали и живопись гудроном, бросившую вызов традиционному представлению о том, как должна выглядеть картина, и живопись в технике «бегемотопись», основанной на феномене игры, и рисование светом. Это был вызов и призыв одновременно.

Художники, страстно желавшие, чтобы в Томске появилось современное искусство, добились своего. В марте 2013-го в Томске был открыт Сибирский филиал Центра современного искусства. Он стал шестым в сети Государственного центра современного искусства.

Искусство – это форма балдежа

Хотя филиал открыли в Томске, но современное искусство сначала завозили из Новосибирска, Омска, Красноярска, Новокузнецка. Все началось с «Анатомии балета» Евгения Иванова, штатного фотографа Новосибирского театра оперы и балета и участника арт-группы «Синие носы».

Но на пятом году жизни филиала о себе ярко и мощно заявили молодые художники и искусствоведы, которые росли и «мужали» на выставках пионеров сибирского contemporary art. Они выставлялись сами, выступали организаторами проектов, как Мурина и Исаев, организовав выставку «Индустриальная реальность», выводили современное искусство на улицу, как Анастасия Куклина, организовав фестиваль «мУкА. Склады искусства».

Современное искусство иронично. Так решили томичи, когда познакомились с творчеством адептов «сибирского иронического концептуализма» – Вячеслава Мизина, Дамира Муратова, Василия Слонова и примкнувшего к ним Игоря Шерко. Птичка с головой Ленина, лапти с прибитыми снизу гвоздями, целующиеся в березовой роще милиционеры или флаг Сибири (Соединенных штатов Сибири, по Дамиру Муратову) в полоску, напоминающий флаг США, но другой расцветки и со снежинками – все эти экспонаты заставляли не только улыбнуться, но и по-другому взглянуть на советские или постсоветские мифы, порожденные реальностью. И осознать: ирония в руках художника становится серьезным инструментом критики. Причем действенной критики.

Такое искусство было понятно и пенсионерам, и «пионерам». Здравый смысл и чувство юмора побеждали страх «чего бы не вышло». Недаром один из кураторов выставки «Соединенные штаты Сибири» Сергей Самойленко говорил, что искусство тех же «Синих носов» или Василия Слонова – это форма балдежа.

В этом смысле долгая «экспедиция» томички Наташи Юдиной по «Страшным Сибирским снам», предпринятая с целью исследовать сибирскую хтонь, весьма показательна. Томская художница удивила даже Москву и заграницу меховыми глобусами, мохнатым Лениным, вязаным Кремлем, Венерой в сибирских снегах…

– Не все художники – исследователи, не все готовы погружаться и заниматься изучением истории Сибирского филиала. Да и память художника довольно избирательна, – признает куратор выставки «Художники всё помнят» Лукия Мурина. – На самом деле они не могут помнить всё, но помнит всё наш архив, который мы начали собирать, формировать к юбилею.

Сибирский филиал намерен

Хотя Томск – город консервативный в своих вкусах, так думают коренные томичи. Но, с другой стороны, Сибирский филиал за десять лет прижился, освоился в городском пространстве, сформировал свой пул художников и «реципиентов».

У него менялись названия, менялись директора и адреса.

– Возможно, это и хорошо, что у нас пока нет своего дома, – говорит Наталия Почтарева, которая возглавляет Сибирский филиал с 2019 года. – Больше возможностей делать проекты на других территориях. И присутствовать в пространстве города. Кстати, название фестиваля «ТОМ» – это часть названия города, а не только понятие многостраничного издания. Надеемся, что оно приживется.

С названиями менялись виды и направления работы. Так, став в 2020 году частью Пушкинского музея, филиал сместил акцент на исследовательскую и образовательную деятельность. Он начал сотрудничать с университетами, разрабатывать образовательные проекты, направленные на привлечение студентов к современному искусству и развитие художественного образования в регионе.

– Сибирский филиал намерен продолжать свою миссию по продвижению искусства и культуры в Сибири и за ее пределами, – продолжает рассказ Наталия. – До прихода в Сибирский филиал я более десяти лет работала в сфере искусства и фотографии как в качестве исполнителя, так и в качестве продюсера. Всегда была увлечена региональной культурной сценой и чувствовала, что могу сделать больше для ее развития, сделать «дом» Пушкинского музея в Томске.

О новых возможностях и перспективах Сибирского филиала Пушкинского музея можно будет судить именно по фестивалю чтения и искусства. По словам кураторов проекта, акцент в этом году будет сделан на искусстве.

– Наш Пушкинский музей привезет огромную коллекцию книг, – рассказывает Наталия Почтарева. – В Университетской роще будут представлены и Третьяковка, и «Арка» из Питера. Приедут художники, которые работали с филиалом. Наши томские художники тоже примут участие. Лиза Згирская планирует организовать музыкальную лабораторию. У каждого томича, который придет на фестиваль, будет возможность поучаствовать в работе лаборатории и записать какой-нибудь звук с помощью некоторых приспособлений (не будем открывать все тайны, потому что сами до конца не знаем их). По итогу будет создана аудиодорожка, куда войдут и звуки фестиваля, и звуки города. Я с нетерпением жду приезда Дарьи Болдыревой, руководителя питерского филиала Пушкинского музея. Она проведет лабораторию для художников и фотографов «Имя мне – цвет». Будет гулять по Томску в поисках цвета и света города. Цель – показать Томск в новом ракурсе. Даша никогда не была в Томске, поэтому она хочет сначала пройтись по городу без экскурсовода, без всяких сопровождающих, чтобы на ее восприятие никто не влиял. Интересно, за что зацепится ее взгляд?

Будут и традиционные читки. Уже известно, что Юлия Щербинина презентует книгу «Перед пестрой книжной полкой». Это сборник стихов о книгах, библиотеках. Читать стихи из нее будут студенты томских вузов.

Планируется участие директора Пушкинского музея Елизаветы Лихачёвой и ее заместителя по региональному развитию Анны Гор в фестивале. Они намерены познакомиться не только с работой своего филиала, но и с ТГУ, его руководством, с городом и губернатором. 8 сентября в ТГУ пройдет круглый стол, на котором соберутся руководители всех филиалов ГМИИ им. Пушкина, каждый представит свой филиал.

Вот так два юбилея сблизят вечное и сиюминутное, классическое и современное, академичность и авангард.

Автор: Татьяна Веснина
Фото: Владимир Бобрецов,
Павел Рыскаленко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 4 =